Структура и содержание школьного учебника по праву

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету.

Учебник по праву – это учебное издание, содержащее систематическое изложение учебно-правовой дисциплины, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования РФ для всех школ страны. Они делятся на рекомендованные и допущенные. В перечень рекомендованных учебников включаются учебники, которые составляют завершенную предметную линию.

В перечень допущенных – единичные учебники, которые пока не входят в завершенную линию. Тем не менее, закон устанавливает равные условия использования данных учебников. Гриф «рекомендовано» или «допущено» устанавливается на весь период действия государственного стандарта общего образования.

Учебный материал – это конкретное предметно выраженное воплощение (фиксация) содержания образования. Он подлежит усвоению за определенное время.

Материал в учебнике может быть дан по-разному. Отсюда следует необходимость структурного представления содержания учебника. Кроме того, структурирование большинства учебников с единых позиций способствует развитию у обучающихся общенаучных учебно-интеллектуальных умений анализировать и выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, определять понятия, конкретизировать, доказывать и опровергать идеи.

В структуре учебника выделяют текст и внетекстовые (вспомогательные) компоненты: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения), собственно иллюстративный материал, аппарат ориентирования (предисловие, примечания, оглавление, указатели).

Интересно
Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит, прежде всего, цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на обучающихся определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему вполне возможно и даже рекомендуется использовать в учебниках семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

В учебнике не только излагаются основы наук. Одновременно он организует самостоятельную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, учебник учит учиться. В этой связи к нему предъявляются требования, касающиеся не только построения учебных текстов, но и дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, т. е. основные фактологические сведения. Он должен представлять собой изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для понимания, учитывать особенности интересов обучающихся, их восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес к дисциплине, потребность в знаниях и практической деятельности в целом.

Учебник должен быть в меру красочным, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картинок, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Отношение к учебнику как средству обучения неоднозначно. Например, Н. В. Гоголь считал, что учебная книга «умерщвляет» воображение ученика. Отдельные современные педагоги также предлагают отказаться от традиционного учебника.

Однако большинство учителей полагают, что учебник нужен и полезен, так как выполняет следующие специфические функции:

  • информационную: информация в учебнике излагается в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности;
  • систематизирующую: учебный материал излагается в строгой последовательности;
  • координирующую: обеспечивается усвоение дополнительных сведений (если учебник имеет такие разделы, как «Над чем подумать и что обсудить», «Что читать» и т. п.);
  • интегрирующую: учебник призван дать целостное представление об изучаемом предмете;
  • помощника в самообразовании (если снабжен инструкцией автора о том, как пользоваться данной книгой, вопросами и заданиями для закрепления и самоконтроля).

Существует мнение, что при всей важности новых информационных технологий в образовании, общепризнанных обучающих свойств компьютера особое место в учебном процессе принадлежит учебнику, который со времен изобретения письменности остается главным носителем учебной информации, посредником между учителем и учеником.
Учебник по праву должен учитывать требования современной дидактики: доступность, развивающий и воспитывающий характер обучения.

В учебнике, следовательно, должны быть представлены дидактически переработанные правовые знания, проблемные и творческие задания, воздействующие на эмоционально-ценностную сферу ученика. Желательно, чтобы в учебнике разумно сочетались повествование и рассуждающее, проблемное изложение.

Содержательной базой современного учебника по праву являются основы теории права, законодательно закрепленные правовые ценности российского общества. Особая структурная часть содержания учебника по праву – материал по российскому законодательству, обладающий динамичностью и изменчивостью.

Последняя характеристика содержания учебника правовых знаний предполагает, что особое место в нем должны занимать знания о способах деятельности, позволяющие ученику самостоятельно находить и корректировать юридическую информацию.

Таким образом, учебник, отвечающий современным дидактическим требованиям, призван отражать не только состав образования, но и процесс обучения. Учитель, выбирая учебник по праву, в значительной степени определяет и вариант организации учебной деятельности на своих уроках.

Так, педагог, который отдал предпочтение учебнику, включающему большое количество фрагментов нормативно-правовых актов, сопровождающихся соответствующими вопросами и заданиями, несомненно, будет проводить часть уроков в форме лабораторных занятий. Если же изложение учебного материала носит диалогический характер, то данное обстоятельство побудит учителя активно использовать диалоговые формы обучения.

В зависимости от целевого назначения можно выделить следующие типы учебников классификация Н. Т. Тупальского:

  • учебники энциклопедического типа предполагают сообщающе-информационный тип обучения с целевой установкой на заучивание материала главным образом посредством механической памяти;
  • учебники монографического типа соответствуют объяснительно-сообщающему типу обучения и способствуют формированию убеждений и сознательному овладению учебным материалом посредством логической памяти;
  • учебники проблемного типа ориентированы на развитие диалектического мышления, понимание изучаемых явлений и процессов, на поиск, формирование интереса к исследовательской деятельности;
  • учебники знаково-контекстного типа обеспечивают цели и задачи развивающего обучения, ориентируют и организуют ученика на деятельные формы обучения (деловые игры, проектную деятельность и т. д.).

В конце параграфа, главы, раздела, всего учебника может быть помещен библиографический список. Важным элементом учебника являются пояснения к тексту, или ссылки. Система ссылок призвана содействовать взаимосвязи тематических циклов данного учебника. Ссылки подразделяются на комментарии и примечания. К элементам ориентации в содержании учебника относятся оглавление и рубрикация, частично – предисловие и заключение.

Как правило, в предисловии указываются основные задачи учебника, его особенности, характер построения и изложения материала, целевое назначение, способ работы с книгой и т. п. Предисловие может иметь заглавие: «От автора», «Как работать с учебником» и т. д.

Некоторые педагоги считают, что отсутствие вводного обращения авторов к учащимся в современном учебнике может расцениваться как явление антипедагогическое, как равнодушие авторов к школьникам, отказ от диалога с ними. Заключение помогает представить изложенный в учебнике материал как систему.

Важным средством ориентации в учебнике является рубрикация. Структурно учебник делится на части, разделы, главы, параграфы, имеющие свой заголовок. В школьном учебнике такое деление в значительной степени подчинено особенностям учебного процесса.

В современных учебниках часто появляются такие дополнительные рубрики, как «Калейдоскоп мнений», где приводятся спорные, неоднозначные суждения, «Попытайтесь понять самих себя», побуждающая обращаться к дополнительной литературе, чтобы решить обозначенную проблему, найти выход из непростых жизненных ситуаций, имеющих юридическое значение, и т. д.

Параграф – это основная структурно законченная часть учебника. Параграфы делятся на абзацы, иногда на самостоятельные, относительно законченные части со своим заголовком – «фонарики».

Важно, чтобы последовательность параграфов способствовала легкому и успешному усвоению материала, а каждый предыдущий являлся базой для понимания информации, изложенной в последующем параграфе. Обычно название параграфа обозначает тему в предельно сжатой форме и состоит из двух-трех слов.

Размещение материала по параграфам подчиняется целям обучения, соблюдается пропорциональность между нагрузкой на память и разум, а сложность материала возрастает постепенно.

Особое место в учебнике занимает так называемый методический аппарат. В него входят различные по уровню сложности вопросы, задания, упражнения, цель которых – организовать процесс усвоения правовых знаний и умений.

Задание – это требование выполнить какое-либо действие. Задание, требующее совершения деятельности повторно, – упражнение. Упражнение может состоять из серии вопросов, обусловливающих воспроизводящую деятельность.

Это может быть одно и то же действие, но с разным материалом, в отличие от повторения, смысл которого – неоднократное воспроизведение одного и того же действия с одним и тем же материалом. В зависимости от степени усвоения материала задания подразделяются на направленные на его восприятие, на воспроизведение воспринятого, на творческое применение усвоенного материала.

Задания могут выполнять разные функции, например, воспитательную: способствовать воспитанию воли и ответственности. Задание может быть направлено на развитие навыков самостоятельной работы.

Но главная цель любого задания закрепить, углубить знания обучающихся, подготовить их к активному восприятию нового учебного материала (обычно такие задания начинаются со слова:

  • «укажите»;
  • «прочтите»;
  • «запомните»;
  • «расскажите»;
  • «подчеркните»;
  • «опишите»;
  • «отыщите»;
  • «сравните»;
  • «обоснуйте»;
  • «составьте»;
  • «докажите»;
  • «охарактеризуйте»).

Учебные пособия обычно дополняют учебник и имеют своей целью решение конкретных задач обучения: информационных, тренировочных, проверочных и др. Учитель вправе выбирать ту «линию» учебников, тот комплект, который в наибольшей степени соответствует познавательным возможностям учащихся, направленности работы школы и его собственным творческим интересам.

Интересно
Очевидно, что обдуманный выбор учебников предполагает предварительное ознакомление со всеми учебниками, предназначенными для данной параллели классов, их сравнительный анализ и учет особенностей класса, для которого выбирается учебник. При этом надо исходить из принципов доступности учебника конкретным учащимся, их возрастным особенностям, возможностям и интересам.

Важно максимально использовать воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин для становления гуманистического, демократического, патриотического мировоззрения учащихся, противостояния идеям экстремизма во всех сферах жизни общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)