Принятие решения о награждении

Центральным моментом и главным результатом наградного производства, безусловно, выступает распорядительный акт о награждении.

Стадия принятия решения о награждении относится к обязательным стадиям наградного производства и предназначена для решения трех задач:

  • определения достаточности собранных наградных материалов (формальная оценка);
  • принятия итогового официального решения относительно значимости заслуг и достоинствах личности награждаемого лица (оценка по существу);
  • итогового официального установления соответствия испрашиваемой награды заслугам и личности награждаемого лица (нормативная оценка).

Задачи стадии принятия решения о награждении практически идентичны задачам, решаемым на стадии представления к награде и стадии предварительного рассмотрения представления, но отличаются итоговым и официальным характером принимаемого на данной стадии решения.

Единственным участником производства на данной стадии выступает награждающий субъект, обладающий правом применения награды (в списочном наградном производстве – его агент). Его деятельность обеспечивается аппаратом публично-властного органа.

Сотрудник аппарата с учетом представления к награде, его предварительного рассмотрения наградной комиссией и (или) экспертной инстанцией и на основе указаний награждающего субъекта (если такие указания были отданы) готовит проект распорядительного акта о награждении, извещения об отказе в награждении или сопроводительного письма о возврате наградных материалов.

Интересно
Чаще всего награждающий субъект не вникает в наградной вопрос, а только подписывает распорядительный акт о награждении, фактически препоручая выполнение своих функций аппарату. Однако юридически значимые действия (награждение) совершает именно награждающий субъект, и он может по своему усмотрению любым образом разрешить вопрос о награждении. Крайне редко встречается двойственное регулирование полномочий награждающего субъекта, когда государственную (муниципальную) награду уполномочены применять два субъекта, но в отношении различных категорий награждаемых лиц.

Так, в соответствии с пунктом 22 статьи 41 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа391 к ведению Государственной Думы автономного округа относится присвоение почетных званий Губернатору автономного округа. Этот вариант награждения показателен как исключение в порядке награждения отдельного должностного лица, поскольку по общему правилу решение о награждении наградой или присвоении почетного звания автономного округа принимает Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа.

На стадии принятия решения о награждении совершаются следующие процессуальные действия:

  • принимается решение о пригодности наградных материалов для разрешения наградного вопроса, а при отрицательном решении наградные материалы возвращаются:
  • о внеконкурсном производстве – в представляющую инстанцию для доработки;
  • в конкурсном производстве – в наградную комиссию (а в ее отсутствие – в экспертную инстанцию) для пересмотра ранее вынесенных рекомендаций (заключений);
  • принимается решение о награждении определенного лица определенной наградой за определенные заслуги (возможно, с изменением вида или степени испрашиваемой награды в индивидуальном наградном производстве) либо отказывается в награждении за нецелесообразностью или по иным причинам;
  • акт о награждении официально публикуется или обнародуется иным способом с учетом требования о защите охраняемой законом тайны (в списочном наградном производстве обнародование происходит, как правило, путем вручения награды на следующей стадии наградного производства), а об отказе в награждении сообщается представляющей инстанции с кратким разъяснением причин отказа, причем в конкурсном производстве информировать об отказе в награждении не принято, поскольку отказ и без того явствует из решения о награждении других конкурсантов.

Традиция официально публиковать акты о награждении сформировалась уже в дореволюционной России. Так, уже в Уставе о службе по определению от Правительства 1832 года предусматривалось, что всякая награда чиновников должна быть публикуема.

Итоговым процессуальным документом является распорядительный акт о награждении, который имеет не только процессуальное, но и материально-правовое значение, поскольку порождает материальное право награжденного лица на получение награды, а не только дальнейшие процессуальные действия участников наградного производства.

Акт о награждении носит распорядительный характер, поэтому недопустимо избирать для него форму, типичную для нормативного правового акта, если это не является данью традиции.

Например, типичным является издание акта о награждении в форме указа, причем не только в России, но и вообще на постсоветском пространстве.

Хотя обычно указ несет в себе нормативное содержание, ряд распорядительных актов, издаваемых в отношении персоналий по особо значимым государственным вопросам (награждение государственными наградами, назначение судей, присвоение высших воинских званий и т.п.) также облекаются в форму указа как традиционного для России акта верховной власти, известного от царских и императорских указов, до указов Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Президента Российской Федерации.

В акте о награждении принято указывать, помимо обычных бланковых реквизитов (наименования издавшего органа, даты, номера и прочего):

  • награжденное лицо;
  • краткое описание вознаграждаемой заслуги в индивидуальном наградном производстве, а в конкурсном производстве – конкретное отмеченное достижение (произведение науки, литературы или искусства, научно-технический результат, научно-методическую или технологическую разработку и т.п.);
  • вид примененной награды с указанием степени, если она имеется, а иногда с уточнением содержания награды (размера денежной выплаты, продолжительности и (или) периодичности ее выплаты, состава подлежащих вручению наградных символов).

Однако в наградном законодательстве известны случаи, когда акт о награждении принимает даже форму закона, что никакими традициями не обусловлено. Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Томской области от 14 июля 1998 года № 13-ОЗ «О наградах и почетном звании в Томской области» награждение наградами и присвоение почетного звания Томской области производятся законами Томской области. В соответствии со статьей 8 Закона Красноярского края от 5 июня 2001 года № 14-1330 «О почетном звании «Почетный гражданин Красноярского края» указанное почетное звание присваивается законом Красноярского края.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)