Объекты товароведения
Объект (от лат. objectum — предмет) — предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.
Объектами товароведческой и коммерческой деятельности являются товары.
В медицинском и фармацевтическом товароведении это товары медицинского назначения — лекарственные средства, лекарственные препараты, специализированное оборудование и медицинские изделия, предназначенные для решения профессиональных задач провизора, а также услуги.
Различия между указанными видами деятельности заключаются в широте охвата объекта. Товароведческая деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т. п.).
При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительского, но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т. п.).
Каждый объект товароведческого анализа обладает определенным набором признаков, выделяющих его из множества других, часто очень похожих объектов. По мере развития компьютерных систем вопросы информационной совместимости становятся особенно актуальными.
Они связаны с унификацией и стандартизацией информационного обеспечения, в первую очередь, направленных на разработку единых принципов идентификации, классификации и кодирования информации о различных объектах.
В различных ситуациях возникает необходимость идентификации конкретного объекта либо группы подобных объектов.
Идентификация объекта — это присвоение ему уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и др., позволяющих однозначно выделить его из других объектов.
Например, для решения задач материально-технического обеспечения медицинской организации провизору необходимо иметь информацию, которая позволит полностью идентифицировать конкретные марки, модели, артикулы, типы продукции.
Наличие такой информации позволит сделать рациональный выбор. Подобная информация содержится в различных классификаторах продукции.
В зависимости от уровня принятия решения товаровед может использовать:
- минимальный набор информации, включающий наименование изделия, его условное обозначение или код и номер, обозначение нормативного или технического документа, определяющего характеристики данного изделия (например, для проведения тендерных закупок лекарственных средств или изделий медицинской техники);
- максимальный набор информации, необходимый для полной идентификации изделия, который (дополнительно к минимальному набору) включает все физические (химические, биологические) и эксплуатационные (потребительские) характеристики товара (например, при выборе лекарственного средства пациентом в аптеке).
Для идентификации используют следующие параметры — наименование, номер, знак, условное обозначение, признак или набор признаков, т. е. то, что придает объекту уникальность и выделяет его из множества других объектов.
Одним из важнейших направлений развития товароведения является разработка стандартов в области представления и обмена информацией.
Без такой совместимости практически невозможно информационное взаимодействие между многочисленными участниками процесса сбора, обработки и представления пользователям данных о различных объектах.
Коммерческая деятельность отличается большей широтой охвата объектов, включает не только товары, но и услуги (основные и вспомогательные), ценные бумаги, интеллектуальную продукцию, а также работу по организации товародвижения.
Эти виды деятельности более детально изучаются в специальных курсах маркетинга и управления.
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную.
Первые три характеристики, которые можно назвать товароведческими, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара.
Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.
Потребности людей постоянно изменяются под влиянием многочисленных факторов: природных, социально-экономических, научно-технических и др.
Изменившиеся, а также осознанные или неосознанные потенциальные потребности в свою очередь стимулируют разработку новых товаров и услуг как средств их удовлетворения.
Эти новые товары обладают модифицированной потребительной стоимостью благодаря применению упаковки и маркировки, а также использованию достижений научно-технического прогресса в области промышленной обработки сырья и материалов. Такая обработка изменяет их естественные свойства и формирует новые свойства и характеристики.
Однако модифицированную потребительную стоимость могут приобретать не только новые товары, но и традиционные, ранее известные, благодаря выявлению новых естественных свойств.
Так, экологически чистое лекарственное растительное сырье — это зачастую известные товары с повышенным уровнем безопасности.
Потребительная стоимость медицинских и фармацевтических товаров проявляется при их потреблении в соответствии с назначением: для внутреннего либо наружного применения. Немаловажное значение имеют также товароведческие характеристики товара, обусловливающие степень удовлетворения потребностей.
Так, лекарственные препараты-синонимы, имеющие одно и то же действующее вещество, но разные торговые наименования, не всегда одинаково удовлетворяют потребность больного, т. к. могут обладать различными побочными эффектами и продолжительностью воздействия.
Определение степени удовлетворения потребностей пациента адекватно оценке потребительной стоимости товаров. Таким образом, потребительная стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведческие характеристики.
- Управление комплексом маркетинговых коммуникаций
- Выбор схемы логистики
- Выбор стратегии продвижения нового препарата на рынке
- Создание лекарственного средства
- Разработка бизнес-планов
- Составление планов научных исследований
- Особенности стратегического планирования
- Анализ и интерпретация маркетинговых данных
- Изучение взаимодействия спроса и предложения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу