О возможности автоматизации отдельных процессов в системе высшего образования

В высших учебных заведениях одной из распространенных форм контроля и оценки знаний обучающихся являются контрольные и курсовые работы и проекты. Рассмотрим данный процесс на примере ФГБОУ ВО «Кубанский ГАУ». В рамках учебных дисциплин студентам очной формы обучения необходимо писать курсовые работы и проекты, а студентам заочной формы контрольные и курсовые работы и проекты. Дисциплины, по которым студенты пишут курсовые работы, закреплены за кафедрами факультета.

Интересно
Обучающиеся выбирают тему из предоставленного перечня и согласуют ее с преподавателем. После написания студент регистрирует работу на кафедре перед защитой у преподавателя. По номенклатуре дел кафедры ежегодно утверждается введение журнала учета курсовых и контрольных работ, где сроком его хранения является год, по истечению которого происходит списание. Зачастую журнал регистрации курсовых и контрольных работ представляет собой тетрадь формата А4, в которую вручную записываются необходимые данные (дисциплина, ФИО студента, группа, тема работы, преподаватель, принимающий работу).

На подобный процесс регистрации уходит много времени. Помимо всего прочего, существует вероятность совершить ошибку при рукописном вводе. В целях совершенствования процедуры предлагается автоматизировать ее с помощью предоставления каждой работе индивидуального идентификатора.

Штриховой код – это информация, которая наносится с помощью набора темных и белых полосок, а также пробелов между ними переменной ширины. Кодирование в штриховых кодах происходит путем изменения ширины и местоположения штрихов и пробелов, которые представляют собой числа и знаки. Распознать штриховой код можно с помощью определенного технического аппарата (сканера), который полученное изображение преобразует в алфавитно-цифровые символы.

Далее код из этих символов сравнивается с уже имеющимися в базе данных и определяется его соответствие определенной информации. Способы кодирования информации различаются на линейные и двухмерные коды. В рамках применения подобного кодирования для регистрации контрольных и курсовых работ эта информация могла бы говорить о факультете, направлении, группе, обучающегося студента, его фамилию, имя и отчество, а также информацию о регистрации работы.

Для кодировки можно использовать европейский стандарт штрих-кода EAN-13, который содержит в своем номере только цифры: 12 значащих и 1 контрольной цифры (суммы). Основой для штрих-кода является зачетная книжка студента, например, ПИ182115, которая у каждого имеет индивидуальный номер.

На рисунке 1 изображена схема формирования штрих-кода для работ студентов, в которой подписанные буквами ячейки хранят в себе информацию.

Ячейки «A» хранят в себе информацию о коде направления, на котором обучается студент. На данный момент университет включает 32
направления подготовки. На примере факультета прикладной информатики рассматриваются 3 направления:

  • 01 – прикладная информатика;
  • 02 – информационные системы и технологии;
  • 03 – бизнес-информатика и т. д.

В ячейке «B» хранится информация о форме обучения студента:

  • 0 – очная форма обучения;
  • 1 – заочная форма обучения.

Далее в ячейках «C» содержится информация о годе поступления студента в университет:

  • 18 – 2018 год;
  • 19 – 2019 год и т. д.

В ячейках «D» хранится степень обучения и номер группы студента:

  • – прикладной бакалавриат (21, 22, 23 и т. д.);
  • – академический бакалавриат (01, 02, 03 и т. д.);
  • – магистратура (41, 42 и т. д.); – специалитет (31, 32, 33 и т. д.).

В ячейках «E» содержит номер студента по списку в группе.

Три ячейки «F» содержат в себе дисциплину, по которой студенту необходимо сдать работу, например:

  • 091 – информатика;
  • 092 – компьютерные системы.

Ячейка «G» необходима в штрих-коде для проверки правильности сканирования всего штрих-кода, которая также называется контрольной суммой. При поступлении в университет деканат факультета собирает с абитуриентов персональные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер телефона, место проживания и т. д.), на основании которых формирует списки групп на обучение.

После этого каждому студенту выдается студенческий билет и зачетная книжка, которые имеют уникальный номер. Эти данные деканат передает на сервер университета для формирования штрих-кодов.

После чего, когда штрих-коды студентов по определенной дисциплине будут сформированы на сервере, они через деканат будут отправлены преподавателю дисциплины, который через старосту направит их группе. Для регистрации своей работы обучающийся должен будет после защиты у преподавателя прийти на кафедру, за которой закреплена дисциплина, и отдать соответствующий штрих-код лаборанту.

В рамках обучения на факультете прикладной информатики у студентов существует несколько возможных форм работы: контрольная работа, курсовая работа и курсовой проект, которые определяются непосредственно при регистрации. В зависимости от факультета виды работ могут отличаться.

Существует различие между студентами заочной и очной форм обучения, т.к. студент заочной формы обучения числится на факультете заочного обучения. Но поскольку учится по одному из направлений факультета прикладной информатики, то штрих-код для выполнения и регистрации своей работы он получает так же, как и студенты очной формы: через преподавателя дисциплины и старосту. Рассмотрим систему сдачи работы на примере студента очного обучения на рисунке 2.

Обучающийся очной формы с уже готовой работой и имеющимся штрих-кодом защищает и регистрирует свою работу по дисциплине, закрепленной на кафедре. По штрих-коду на сервер университета поступает информация о регистрации и сдаче работы, после чего эта информация поступает на факультет прикладной информатики в ведомость о сдаче или не сдаче студентами своих работ, которая отразится на допуске к экзамену.

По итогу, если студент защитил и сдал работу, то он будет допущен к экзамену по дисциплине. В итоге весь процесс регистрации работ обучающегося будет происходить в автоматизированной информационной системе университета.
Подобный принцип работы позволит сократить время, потраченное на этот процесс, облегчит работу учебно-вспомогательного персонала университета в виде предотвращения допустимости ошибок при заполнении регистрационного журнала, а также упростит процесс получения и сведения отчетов различных типов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)