Формирование первоначального письма у первоклассников
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Зачастую причиной таких трудностей является низкий уровень развития речи.
Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, процесс длительный и непростой. Во-первых, проблемы в усвоении графомоторных навыков во многом можно объяснить особенностями психического развития ребёнка: младшему школьнику свойственны недостаточность целенаправленности действий, слабые навыки анализа затруднения в соблюдении последовательности выполнения заданий на уроке.
Во-вторых, недостаточное развитие мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графомоторных навыков учащихся (искажаются формы и пропорции букв, не соблюдается расположение букв по линии строки, письмо ломаное).
В-третьих, у младших школьников сниженный уровень сенсорных процессов, что также приводит к несформированности навыков формирмирования зрительно-двигательных образов знаков букв и к затруднениям при письме, в частности, неумению писать буквы в соединении.
В-четвёртых, на формирование навыка письма влияет уровень развития устной речи. Чем раньше ребёнок овладевает речью и чем она богаче, тем быстрее происходит овладение навыком письма. Элементарные графические навыки нужно отличать от графических навыков рисования: приемы письма прямо противоположны приемам рисования. Среди навыков письма выделяют три группы (рисунок 1).
В системе обучения графическому навыку получили распространение копировальный, ритмический, методы, метод Карстера и др. Копировальный метод заключался в том, что учитель прописывал в тетрадях точками или светлыми чернилами буквы и слова, а дети привыкали к форме букв, обводя их.
Очень эффективен этот метод при индивидуальной работе с учащимися на начальной стадии обучения. Линейный метод основан на том, что учащиеся сначала упражняются в написании крупных букв (8 мм) с опорой на две линейки с частыми наклонными линиями. Способ помогает правильному начертанию букв одинаковой высоты, регулированию одинакового расстояния между эле- ментами букв и самими буквами. Генетический способ.
Этот способ ценен тем, что учащиеся осваивают постепенно только по одной трудности, благодаря этому усвоение письма идёт быстрее и успешнее. Тактильный или ритмический способ – это письмо под счет. Тактирование способствует выработке плавности в движениях, помогает ускорить темп письма, развивает четкость и уверенность движений руки. Однако не рекомендуется применять этот способ длительно и постоянно, т.к. дети утомляются при однообразной работе под счёт, интерес к письму у них
притупляется.
Таким образом, процесс развития первоначального навыка письма у первоклассников оптимизировался благодаря реализации коррекционно- развивающей работы, основанной на изучении индивидуального уровня развития графического навыка и комплексу специально организованных коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение типичных и индивидуальных ошибок и целенаправленное научение детей графомоторным навыкам.
- Технологии психолого педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками
- Психологическая поддержка семей воспитывающих трудных подростков
- Из истории психологии
- Руминации как последствие детской психологической травмы
- Алекситимия как проблема подготовки будущих педагогов
- Кризис четверти лет
- Профессиональное выгорание
- Основные проблемы гендерной идентификации современной молодёжи
- Особенности межличностных отношений трудных подростков со сверстниками
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу