Виды упражнений по фонетике

Фонетика и орфоэпия тесно связана с такими разделами языка как лексика и фразеология, словообразование, морфология и синтаксис.

Для формирования ряда фонетических умений в методике преподавания используется фонетические, фонетико-графические, лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические упражнения.

Рассмотрим их.

Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений:

  • различение звуков в словах:
  • определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли; часы и часики);
  • согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить);
  • смылоразличительная роль звуков:
  • назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк; миновать и линовать; лимон и лиман);
  • определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт; школа и день);
  • деление слова на слоги:
  • произнесите слова по слогам;
  • запишите слова, разделяя их черточкой на слоги;
  • постановка ударения в словах:
  • произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог;
  • при списывании поставьте ударения в словах;
  • запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения;
  • измените слово так, чтобы ударение было на другом слоге (например, лиса, а мн. число?);
  • подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной;
  • подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями;
  • группировка слов с определенными звуками:
  • спишите, распределяя слова так: в один столбик с ударным корнем (суффиксом и т.д.), а в другой – с безударным; в один
    столбик запишите слова с твердыми согласными на конце слова, а в другой– с мягкими и т.д.;
  • определение звукового состава слова:
  • произнесите звуки в данных словах;
  • произведите фонетический разбор слова.

Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв:

  • обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;
  • определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем);
  • расположите слова по алфавиту; запишите по памяти в алфавитном порядке названия учебных предметов; дней недели; месяцев, городов, рек, островов, государств, фамилий учащихся, фамилий писателей.
  • подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.

Фонетический разбор является одним из важных методических приемов в методике преподавания фонетики. Он является
средством закрепления, обобщения и повторения сведений по фонетике, способствует осознанию учащимися пройденного по этому разделу.

Порядок фонетического разбора:

  1. Слоги, ударение.
  2. Гласные звуки; ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  3. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие: какими буквами обозначены.
  4. Количество звуков и букв.

Фонетический разбор может быть устным и письменным. Он должен проводиться и на последующих этапах обучения в связи с работой по другим разделам курса русского языка – морфологии, синтаксису, лексике, орфографии в качестве одного из элементов, вводимых наряду с другими в общий грамматический разбор.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)