Умение задавать вопросы

К внутренним средствам коммуникативной компетенции педагога относится его умение и способность слушать, задавать вопросы, убедительно говорить, читать и понимать тексты. Уметь задавать вопросы – значит владеть искусством, требующим безукоризненного владения речью, чуткости к коммуникативным проявлениям партнера, особенно невербальным сигналам, и способности отличать искренние ответы от уклончивых. С точки зрения гуманной педагогики – это искусство бережного отношения к человеку, от которого требуется ответ на поставленный вопрос.

Интересно
Принимая партнера за равного себе собеседника, вступая с ним в «симметричный» диалог, спрашивающий предъявляет собственную позицию, чтобы воспользоваться опытом отвечающего для оценки и развития своих идей. Симметричный диалог очень часто нацелен на анализ некоторой проблемы или проблемной ситуации. Для всестороннего системного охвата ситуации требуется соответствующий набор вопросов.

Еще античная риторика знала семь классических вопросов, способных упорядочить диалог: что? кто? где? какими средствами? почему? как? когда? Они позволяют охватить проблемную ситуацию для ее вербально-логического анализа. Существуют разные варианты таких наборов вопросов, которые служат для анализа проблемной ситуации, в частности состоящий из вопросов, которые проясняют следующие моменты.

Факты – каковы факты, относящиеся к данной ситуации? Чувства –что я чувствую по отношению к ситуации? Что могут чувствовать другие? Желания – что я хочу в действительности? Каковы желания других? Препятствия – что мешает мне? Другим? Время действий – когда и что следует делать? Средства – какие средства есть у меня и других?

Эффективную коммуникацию обеспечивают три типа вопросов:

  • информационные;
  • зеркальные;
  • эстафетные.

К информационным относятся вопросы, которые построены так, чтобы вызвать содержательный ответ (мысль, суждение, изложение факта, позиции и т. п.). Если вопрос рассчитан только на ответ «да» или «нет» или в нем самом заключается ответ – это закрытый вопрос. Его задают с целью получить согласие (отказ) собеседника, в нем есть элемент принуждения. Это закрывает диалог, вызывая в собеседнике скрытое раздражение и внутренний отказ от дальнейшей беседы.

Например: «Вы действительно думаете, что сделали все необходимое?» Очевидно, что спрашивающий хочет лишь подтвердить свое предположение. Иначе он бы задал открытый, способный дать информацию вопрос: «Что вы предприняли?». Чтобы расширить рамки и обеспечить непрерывность открытого диалога, можно использовать зеркальный вопрос.

Технически зеркальный вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником. Это позволяет ему увидеть свое утверждение с другой точки зрения. Зеркальный вопрос позволяет, прямо не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений, создавать в беседе новые элементы, придающие диалогу глубокий смысл. Это дает неизмеримо лучшие результаты, чем круговорот вопросов «почему?», которые обычно вызывают защитную реакцию, отговорки, поиски мнимых причин, иногда обвинения или самооправдания и могут привести к конфликту.

Использовать зеркальный вопрос необходимо осторожно и очень тактично, так как он позволяет проникнуть в область недосказанного. Но польза таких вопросов состоит в том, что они помогают избавиться от стереотипных представлений, ложных идей, скороспелых мнений.

Эстафетные вопросы обеспечивают динамичность диалога. Они позволяют развивать высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему. Эстафетный вопрос связан со способностью слушать и схватывать на лету реплики партнера и стимулируют его сказать больше, сказать по-другому, более развернуто. Эстафетные вопросы повышают удовлетворенность собеседника своими высказываниями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)