Толерантное самосознание

Очевидным становится, что толерантность может играть разную роль. Для одних она — одобрение различий (это непременная добродетель), и с этой точки зрения толерантное общество — цель, достойная того, чтобы к ней стремиться. Для других это или вынужденная, или временная мера. Именно поэтому особо актуальным становится развитие толерантного самосознания. Таким образом, толерантное самосознание — предпосылка межкультурной толерантности; а развитие толерантного самосознания становится важной этнопедагогической проблемой.

В данном выводе содержится весьма деликатный момент природной или социальной обусловленности этнических особенностей толерантного самосознания индивида. Нынешние поколения утратили социально-историческую память и живут на основе информационного багажа этногенетических представлений тех далеких эпох: в генах наших предков была закодирована большая часть наших современных задатков.

Этот вывод относится лишь к психологическим особенностям. Из признаков, определяющих этнос, только особенности психологического склада могут передаваться (частично) по наследству, поскольку основные ценности и качества самосознания индивид приобретает в течение всей жизни под влиянием общества и социального окружения.

Существует множество примеров того, как дети определенного этноса, по каким-либо причинам воспитывавшиеся людьми другой национальности, обладали всеми этническими признаками приемных родителей.

Интересно
В Османской империи часть войск (янычары) комплектовалась из христиан, в детстве отобранных у покоренных народов и воспитанных в духе мусульманства. Они обладали всеми чертами турецкого этноса и отличались особой фанатичностью, жестокостью и беспощадностью по отношению к тем этносам, из которых происходили.

Так турецким султанам удалось эмпирически доказать превосходство социальной среды над природными задатками. Это означает, что ценности и качества самосознания напрямую зависят от механизма передачи этнических особенностей. Каждый этнос в ходе своего исторического развития выработал такой механизм — им является этнопедагогика как вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения. Эта учебная дисциплина связана в первую очередь с развитием у обучающихся толерантности как условия межэтнической коммуникации, формированием толерантного самосознания и преодоления взаимного отчуждения.

Одним из важнейших механизмов поддержки толерантного отношения этнических субъектов в таком крупном государстве, как Россия, становится распространение полных и достоверных знаний о культуре, обычаях и традициях населяющих ее народов.

Они помогают преодолевать ксенофобию и негативные этнические стереотипы, обогащают духовный мир россиян, формируют установки на межнациональное согласие и сотрудничество, личностные контакты и культурное взаимодействие. Чтобы понять особенности современного положения российских народов, нужно быть знакомым с их происхождением и этнической историей. В настоящее время во взаимосвязи культур проявляется объективная тенденция общекультурного прогресса и политика национальной безопасности страны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)