Структура и содержание правовых актов Европейского Союза

Каждый правовой акт Союза по своей структуре включает название, преамбулу, основную часть и заключительные положения.

В названии всегда указывается форма документа (регламент, директива и т.д.), институт или институты, его принявшие, дата принятия, а также официальный номер в текущем году.

Например: Регламент (ЕС) № 1177/2010 Европейского парламента и Совета от 24 ноября 2010 г. о правах пассажиров, путешествующих по морю или по внутренним водным путям, и об изменении Регламента (ЕС) № 2006/2004.

В преамбуле в обязательном порядке содержится ссылка на конкретную статью (статьи) учредительного документа ЕС, на основании которой (-ых) издан правовой акт, а также на подготовительные и консультативные документы, использованные в ходе правотворческой процедуры.

Например, в Регламенте (ЕС) № 1177/2010 первые фразы преамбулы сформированы следующим образом:

  • европейский парламент и Совет Европейского Союза;
  • руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза и, в частности, параграфом 1 его статьи 91 и параграфом 2 его статьи 100;
  • на основании предложения Комиссии;
  • с учетом заключения Европейского экономического и социального комитета;
  • после консультации с Комитетом регионов;
  • постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой;
  • принимая во внимание нижеследующее…

Далее в преамбуле подробно указываются цели и причины издания конкретного акта, что также является обязательным требованием (в соответствии со ст. 296 ДФЕС: “Правовые акты должны быть мотивированными и содержать ссылки на предложения, инициативы, рекомендации, запросы или заключения, предусмотренные Договорами”). По этой причине объем преамбул, как правило, является очень большим, а иногда даже превышает объем основной части правового акта.

Основная часть закрепляет, собственно, нормы права или иные предписания. Она складывается из статей, подразделяемых на параграфы (обозначаются цифрами: 1, 2, 3 и т.д.), пункты (обычно обозначаются буквами: а, b, с и т.д.) и абзацы (не имеют специального обозначения).

В зависимости от объема документа статьи группируются в разделы, главы и т.д.

В заключительных положениях указываются место (обычно это Брюссель или Страсбург, реже – Люксембург) и дата принятия документа, за которыми следует подпись (подписи) руководителей соответствующих органов.

Например, в рассматриваемом Регламенте (ЕС) № 1177/2010:

“Совершено в Страсбурге 29 ноября 2010 г.

От имени Европейского парламента От имени Совета

Председатель Председатель

Е. Бузек О. Шастель”

Некоторые положения специального характера, списки и перечни могут выноситься в приложения (одно или несколько). В приведенном в качестве примера Регламенте (ЕС) № 1177/2010 их четыре (в основном, касаются специальных прав и гарантий для пассажиров, имеющих инвалидность).

К правовым актам могут также прилагаться декларации. Они не содержат юридических норм и выражают позицию института, принявшего акт, или отдельных государств-членов и Комиссии по поводу толкования некоторых положений акта.

Следует отметить, что правовые акты Союза отличает, как правило, весьма сложный юридический язык, а также множество бланкетных норм, отсылающих к другим актам.

Интересно
С целью улучшить качество изложения правовых норм Союза, сделать их понятными не только для юристов, но и для простых граждан в 1998 г. два законодательных института ЕС – Европейский парламент и Совет – заключили между собой специальное соглашение по юридической технике – Межинституционное соглашение об общих руководящих положениях в отношении редакционного качества законодательства Сообщества. Согласно этому документу “положения актов должны формулироваться лаконично”, “следует избегать слишком длинных статей и предложений, сложных формулировок при отсутствии в них прямой необходимости”.

В 2003 г. Европейский парламент, Совет ЕС и Европейская комиссия подписали в указанных целях еще одно межинституционное соглашение с оригинальным названием “Mieux legiferer” (“Повысить качество законотворческой деятельности”).

Одним из способов повышения качества правовых актов ЕС, прежде всего, законодательных актов Европейского парламента и Совета ЕС, на современном этапе выступает их кодификация.

Первым шагом в этом направлении стало издание в 1992 г. Таможенного кодекса Сообщества (в 2008 г. принят Модернизированный таможенный кодекс ЕС). Позднее были изданы другие кодексы или акты ЕС кодифицирующего характера (кодексы о медицинских продуктах в форме директив, Визовый кодекс ЕС в форме регламента и т.д.). Процесс кодификации развивается нарастающими темпами по сей день.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)