События конца XIX – первой половины XX в
Проблема вида
Важнейшее значение для развития систематики животных имело представление о виде. Ч. Дарвин первый предложил механизм формирования дискретности видов путем дизруптивного отбора.
C 30-х гг. XX в. начался синтез генетики с эволюционным учением, развивается учение о микроэволюции как совокупности пусковых механизмов эволюции и видообразования. Важнейшим шагом в развитии теории вида стали работы Феодосия Добржанского «Генетика и происхождение видов».
Эта работа послужила толчком к формированию биологической концепции вида, окончательно оформленной в работе Эрнста Майра (1904–2005) «Зоологический вид и эволюция».
В середине XX в. стали детально изучать морфологию хромосом, и это привело к новому направлению кариосистематики.
Концепция вида
В итоге была сформирована синтетическая концепция вида, согласно которой критериями вида являются дискретность по полигенным фенотипическим признакам, репродуктивная изоляция, а также экологические, этологические, физиологические, биохимические, генетические, географические и некоторые другие особенности.
Развитие экологии
В XIX в. в экологии сформировались три независимые школы.
Аутэкологическая школа была представлена немецким ученым Александром Гумбольдтом (1769–1859), Юстусом Либихом (1803–1873), швейцарским ботаником Альфонсом Декандолем (1806–1893).
Основной упор в исследованиях этой школы делался на изучение абиотических факторов (температура, химический состав почвы, влажность).
Основные положения и законы:
- Закон выравнивания среды (решающее значение в распределении видов играет микроклимат).
- Сформулировали понятие «сумма эффективных температур».
Часто А. Гумбольдта называют вторым Колумбом, так как он впервые познакомил европейцев с экзотическими представителями американской фауны.
Как прирожденный систематизатор Гумбольдт пытался классифицировать все – даже одежду народов мира. Его зарисовки вошли в атлас Бергхауса, вышедший в 1845 г. Гумбольдт путешествовал по России, побывал во многих местах и с интересом описывал растительность и животный мир страны.
Синэкологическая школа
В исследованиях синэкологической школы основной упор делался на изучение взаимодействия между организмами.
Основные законы и понятия:
- сформулирована проблема изучения структуры сообществ;
- описаны циклы и цепи питания, закономерности соотношения численности организмов разных трофических уровней (пирамида чисел);
- сформулирован закон Гаузе, согласно которому два вида с одинаковыми экологическими нишами не могут сосуществовать;
- предложено понятие экосистемы (А. Тенсли) – биотические группировки самого разного объема или ранга вместе со свойственными им экологическими условиями.
Российская экологическая школа
У ее истоков стояли В. В. Докучаев, В. И. Вернадский, К. Ф. Рулье.
Основные достижения:
- В. В. Докучаев основал генетическое почвоведение, впервые дал научную классификацию почв, основанную на генетическом принципе;
- введено понятие о почве как особом естественно-историческом теле, выделил сеть мировых природных зон (бореальная, северная, лесная, лесостепная, сухие степи, зона пустынь, субтропическая).
Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) – основоположник геохимии, радиогеологии и биогеохимии. Им было введено понятие биосферы – тонкого слоя на поверхности Земли, в котором деятельность живых организмов сравнима с деятельностью неорганических (геохимических сил). Совокупность живых организмов в биосфере он назвал живым веществом.
Владимир Николаевич Сукачев (1880–1967) ввел понятие о биогеоценозе, как основной единице биосферы.
Идеи Сукачева легли в основу многочисленных исследований, в первую очередь ботанических.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу