Роли

Во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальному классу или слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют определенные образцы ее поведения. Отвечая на вопрос «Кто я?», люди очень часто описывают свои роли в устойчивых системах отношений с другими людьми: «мать», «жена», «отец» и т. д. Социальная роль как элемент структуры личности задается тем, что, попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в данной ситуации он будет вести себя определенным образом.

Начиная с раннего детства, личность в процессе социализации получает от окружающих ее людей определенные знания о содержании различных ролей.

В научный оборот термин «роль» ввели американские исследователи Д. Мид и Р. Линтон в 1920–1930:е гг. Последний определил ее как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции.

Психологический словарь дает следующее определение: «Роль — это совокупность норм поведения, а также само поведение личности, реализующее эти нормы в системе межличностных отношений; социальная функция личности». Основой, на которой формируются эти роли, являются социальные нормы — ограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнять или не выполнять. При этом в каждой группе существует своя система норм, порождающая свою систему ролевых ожиданий. Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания, определенные запреты и ряд менее точных определенных ожиданий. Когда поведение личности соответствует ожидаемому образцу, его часто считают успешным. Кроме того, ролевые ожидания нередко касаются не только поведения, но и внешнего облика — одежды, аксессуаров, украшений, прически.

Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных — социальной роли и Я. На основе взаимодействия личности с другими людьми формируется Я-концепция как представление личности о самой себе. Это представление основано в значительной степени на том, как другие люди определяют наше положение в обществе и как они оценивают наше поведение применительно к этому положению. В результате Я-концепция во многом обусловлена тем, как индивид выполняет свои социальные роли. Но, с другой стороны, овладение личностью какой-либо ролью обусловлено особенностями ее Я-концепции. Качество выполнения человеком той или иной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается или интернализуется. Успешность интернализации личность какой-либо роли, таким образом, всецело зависит от его Я-концепции. Кроме того, при освоении личностью определенной роли очень важна степень ответственности, с которой человек подходит к овладению данной ролью. Можно выделить различные модели ответственности — от высокого осознания и исполнения всех производственных функций до реализации и осознания лишь части из них.

А. Л. Свенцицкий подразделяет все роли на приписанные и достигнутые. Приписанными можно назвать те роли, которые обусловлены дифференциацией людей в обществе. Например, к ним можно отнести гендерные роли (разделение людей по полу). Обычно родители осознают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному. Очевидно, что гендерные роли предписывают определенные манеры, жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. К достигнутым же ролям относятся те, которые выполняются в той или иной профессиональной области (например, роль директора предприятия, тренера футбольной команды и т. д.). Возможности достижения личностью какой-либо роли существенным образом предопределены социальными условиями микро- и макросреды, в которых находится личность.

В соответствии с другой классификацией можно выделить специфические и диффузные роли. В специфических ролях взаимоотношения строятся на основе особых, четко ограниченных целей. Допустим, кассир, продающий билеты в кинотеатре, парикмахер, подстригающий своих клиентов. Активность лиц, выполняющих диффузные роли, наоборот, не имеет подобной специальной направленности. Такова роль матери, которую интересует буквально все, что касается ее ребенка. Все семейные взаимоотношения строятся на основе диффузных ролей. В форме таких ролей могут проявляться и взаимосвязи между близкими, друзьями и влюбленными. При этом ролевые взаимосвязи строятся на почве широкого круга взаимных интересов.

Д. А. Леонтьев выделяет два основных класса ролей — конвенциональные и неформальные. Первые — это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в конкретной ситуации: роли инженера, пассажира, покупателя, избирателя. Неформальные роли — это тоже некоторые устойчивые шаблоны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зависят от того, что за человек выполняет эти роли. Человек обладает известной степенью свободы в отношении своего ролевого поведения. Поэтому выполнение одних и тех же ролей разными личностями часто имеет некоторые различия, хотя при этом их действия могут оцениваться как успешные.

Важно отметить следующее: для того, чтобы окружающие имели необходимую информацию о социальной роли той или иной личности на данный момент, часто прибегают к ролевым символам. Примером могут быть определенная униформа или знаки отличия.

По сути, человек постоянно занимается освоением новых ролей, однако некоторые он выполняет лишь единожды, а некоторые — на протяжении всей своей жизни. Каждую роль человек должен освоить технически и принять для себя. Порой та или иная роль навязывается человеку со стороны других членов группы. Это может быть обусловлено и индивидуальными особенностями личности, и ее положением в группе. Вместе с тем роли могут изменяться — от ученика к учителю и т. д.

Конечно, любая личность привносит индивидуальное своеобразие в процессе выполнения той или иной социальной роли. Ее интересы, установки, убеждения могут проявляться при этом явно или неявно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)