Процедуры и правила технологического проектирования

Учитель на уроке организует педагогический процесс, то есть совокупность всех видов деятельности его участников (субъектов и объектов), направленных на развитие, воспитание и обучение ученика. Поэтому в поурочном плане он прописывает триединую цель и задачи обучения, воспитания и развития. Организация учебного процесса на основе технологического подхода не отменяет этого закона. Но технологический проект учебного курса описывает (моделирует) ожидаемый процесс обучения. Воспитание и развитие учитель не технологизирует, а реализует их традиционно (в рамках данной технологии).

Понятия «учебный процесс», «процесс обучения» предусматривают развитие, изменение состояния обучения во времени и пространстве. Системообразующими понятиями процесса обучения выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Деятельность учителя состоит в управлении, организации, информировании, воспитании, диагностики изменений в обученности и развитии учащихся.

Деятельность учеников – это создание мотивации, восприятие, анализ, синтез, сопоставление, систематизация, познание, понимание, приобретение умений и навыков, практическая деятельность, самодиагностика. Переменные составляющие процесса обучения – содержание, методы, средства обучения, организационные формы.

Технологическое проектирование должно обеспечить решение следующих задач:

  • на основе предварительного анализа состояния учебного процесса выявить факторы, препятствующие его эффективности, описать причины действия этих факторов и наметить пути их устранения, преодоления. Описать, объяснить, предсказать – дескриптивное моделирование;
  • определить (спрогнозировать) новые требования к процессу обучения на один учебный год и предусмотреть проблемы, препятствующие выполнению этих требований;
  • описать (на основании прогноза) изменения, которые произойдут в процессе обучения при реализации (конструировании) его модели;
  • описать структуру, содержание и свойства нового процесса обучения;
  • предусмотреть возможности измеримости конструированных изменений, условия для сопоставления новой и старой моделей процесса обучения. Нормативное представление о новом процессе – прескриптивное моделирование;
  • предупредить о рисках;
  • способствовать профессиональному развитию проектировщиков и обеспечивать становление профессиональных компетенций всех педагогов школы;
  • обеспечить рост качества образования в данной школе.

Процедуры – это традиционные, испытанные временем способы, порядок действий (франц. procédure, от лат. procedo – продвигаюсь). На их основе вырабатываются стандартные указания. Под процедурой понимается запрограм-мированное решение.

К процедурам рассматриваемой технологии обучения относятся:

  • проектирование и оптимизация структуры курса;
  • проектирование микроцелей (задач);
  • проектирование содержания диагностики;
  • проектирование содержания коррекции;
  • проектирование содержания внеаудиторной самостоятельной деятельности (ВСД);
  • проектирование логической структуры (ЛС) темы.

Проект составляется для всего учебного курса, но структурной единицей (модулем) выступает тема. Таким образом, технологический проект курса состоит из технологических проектов каждой темы. Поскольку формой проекта темы является технологическая карта (ТК), то проект курса – это атлас технологических карт (АТК).

Правила (rules) могут точно определять то, что следует делать в конкретной ситуации, регламентировать отдельные процедуры. Правила могут устанавливаться на длительный период, либо вводиться для способствования решению конкретной задачи. Правила составляются для того, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами.

Все технологические процедуры реализуются согласно установленным правилам (законам). Помните: технология это законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)