Понятие и роль стратегии в логистике

Исходя из общих целей логистики, на микроуровне можно выделить три типа стратегии:

  • ориентированную на стоимость;
  • ориентированную на обслуживание;
  • ориентированную на поток продукции.

Для проведения аудита логистической стратегии используются экспертные методы и анкетирование. Логистический аудит направлен на проверку операций и деятельности системы в существующем окружении. При этом различают аудит внешней и внутренней логистики.

Аудит внешней логистики характеризует:

  • рынок, конкуренцию, потребителей, каналы распределения (их функционирование; описание посредников;
  • систему физического распределения, осуществляемого посредниками;
  • альтернативные методы распределения, стоимость каналов распределения и их ограничения), государственную политику регулирования и общественное мнение (анализ политики в сфере торговли, транспортного регулирования, конкуренции и монополии и др.).

Новым объектом является европейская интеграция, воздействующая на всю мировую логистическую систему. Для оценки внешних факторов в анкетах используется следующий масштаб оценок: от 1 (нет эффекта) до 4 (сильный эффект). «0» свидетельствует об отсутствии в деятельности фирмы данного фактора.

Внутренний логистический аудит включает:

  • транспортировку (объемы, стоимость, основные маршруты перевозок, тарифы);
  • управление товарными запасами (описание объемов, стоимость товарных запасов, складские мощности и др.);
  • логистическую информационную систему (описание процесса документирования и контроля, процесс принятия решений, баз данных);
  • логистическое обслуживание (время выполнения заказа, гарантийное обслуживание, предлагаемый сервис, возможности и др.).

Масштаб оценок: «–2» — заметная слабость, «+2» — заметная сила.

Оценку логистического сервиса проводят по трем категориям элементов:

  • элементы, предшествующие сделке (связывающие корпоративную политику и планы по распределению продукции согласно заказам потребителей);
  • элементы сделки (включающие пригодность продукции, время и цикл заказа, информацию о статусе заказа и возможности доставки);
  • элементы после проведения сделки (включающие гарантийный срок продукции, ремонтное обслуживание, процедуры для удовлетворения жалоб потребителя и замены продукции).

Респонденты оценивают логистический сервис своего предприятия в диапазоне от 1 (плохо) до 5 (великолепно). Анализируются следующие компоненты: быстрая доставка, подготовка продукта к доставке на складе, быстрое размещение заказов, возможность получения потребителем информации о статусе заказа, готовность заключения контрактов на международные перевозки, пунктуальность доставки (строгое соблюдение времени поставки), надежность доставки, готовность реагировать на жалобы потребителя, обслуживание доставки по почте.

Интересно
Кроме этого, в анкету включают вопросы, отражающие стоимость логистической деятельности; внутренние звенья (логистика — производство, логистика — маркетинг, логистика — распределение, логистика — персонал, логистика — финансы); внешние звенья (поставщики, потребители). Масштаб оценки включает 5 пунктов: с 1 (не важный) до 5 (очень важный).

После проведения анкетирования анализируются компоненты стратегии с применением факторного анализа. С этой целью все вопросы, включенные в анкету, группируются по девяти факторам. Первый фактор связан с транспортировкой. Он отражает структуру логистической деятельности (приобретение собственного или лизингового транспортного оборудования), координацию и внешние звенья (маршрутизация доставок, периодичность поставок, кооперация). Второй фактор называют логическим обслуживанием. Он отражает связь между логистикой и маркетингом. В этот фактор включают время доставки и требования по прогнозированию заказов потребителей. Третий фактор — структура логистической системы.

Четвертый фактор связан с логистической информационной системой. Он включает применение методов прогнозирования, производственного планирования и систем управления товарно-материальными запасами. Пятый фактор — организация логистики, описывает связь логистических звеньев с персоналом. Шестой фактор состоит из компонентов, описывающих метод «точно вовремя» (justintime). Седьмой фактор отражает снабженческую сторону логистики (долгосрочные контракты по снабжению). Восьмой фактор описывает конкурентоспособное обеспечение и стремление к достижению количественных скидок в цене. Девятый фактор включает основные виды логистический деятельности, не вошедшие в первые 8.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)