Политика управления оборотными активами

Основными задачами финансового менеджмента (направлениями деятельности финансовых менеджеров) являются поиск финансовых ресурсов и формирование структуры капитала, а также размещение ресурсов в активы предприятия. Решение этих задач осуществляется посредством управления активами и капиталом.

Под активами фирмы (предприятия) следует понимать все имущество, которым она располагает для осуществления своей производственно-хозяйственной деятельности.

В зависимости от характера использования активов и особенностей их кругооборота они подразделяются на внеоборотные и оборотные.

Оборотные активы – это активы, потребляемые в одном производственном цикле, при этом совершается полный кругооборот их стоимости.

В отечественной экономической литературе оборотные активы также называют оборотными средствами, оборотным капиталом.

В зависимости от источников финансирования оборотных активов различают валовые, чистые и собственные оборотные активы.

Валовые – общая сумма оборотных активов, сформированных как за счет собственного капитала, так и за счет заемного.

На российских предприятиях их величина отражена в итоге второго раздела бухгалтерского баланса.

Чистые – оборотные активы, сформированные за счет собственных средств и долгосрочных заемных средств.

Они могут быть определены как разница между общей суммой оборотных активов и суммой краткосрочных обязательств (за исключением некоторых их видов), отражаемых в пятом разделе бухгалтерского баланса.

Собственные – оборотные активы, сформированные за счет собственного капитала.

Они могут быть определены как разница между суммой собственного капитала, отражаемой в третьем разделе бухгалтерского баланса и суммой внеоборотных активов, отраженной в первом разделе баланса.

Основными элементами оборотных активов являются:

  • материальные запасы: сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция и прочие запасы;
  • дебиторская задолженность. В ее составе наибольшую долю составляют неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению). Кроме того, она включает векселя к получению;
  • денежные средства: деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах и их эквиваленты: ликвидные краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги других предприятий, государственные казначейские билеты, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти.

В процессе производственно-коммерческой деятельности предприятия его оборотные активы непрерывно совершают оборот, в процессе которого происходит постоянная трансформация одних элементов оборотных активов в другие, как это показано на рисунке 1.

Политика управления оборотными активами

В кругообороте оборотных средств можно выделить четыре основных этапа:

  1. Денежные средства (ДА) преобразуются в производственные запасы, т.е. используются для покупки сырья, материалов, полуфабрикатов;
  2. Производственные запасы (ПЗ) в процессе их переработки превращаются в запасы готовой продукции;
  3. Запасы готовой продукции (ЗГП) реализуются покупателям и приобретают форму дебиторской задолженности до момента их оплаты;
  4. Оплаченная (инкассированная) дебиторская задолженность возвращается в исходную форму активов – денежные средства и это служит началом нового цикла (кругооборота).

Основными характеристиками оборотных активов являются их структура, объем, ликвидность.

Структура оборотных активов зависит от отраслевой принадлежности. Предприятия торговли имеют высокий удельный вес товарных запасов, у финансовых корпораций обычно наблюдается значительная сумма денежных средств и их эквивалентов, предприятия промышленности могут иметь значительные производственные запасы, при этом у предприятий с длительным производственным циклом основное место в структуре оборотных активов будет занимать незавершенное производство.

Объем оборотных активов определяется отраслевой принадлежностью и размерами предприятий (объемами деятельности).

Потребность в оборотных активах, обусловленная характером и размерами производства, является довольно стабильной, но на нее могут оказывать влияние и некоторые случайные факторы, под влиянием которых она может в отдельные моменты или периоды резко возрастать.

Исходя из этого, принято выделять системную часть оборотных активов (постоянный оборотный капитал) и варьирующую часть (переменный оборотный капитал).

Системная (постоянная) часть оборотных активов – постоянный неснижаемый минимум оборотных активов, необходимый предприятию для осуществления производственно-хозяйственной деятельности.

Варьирующая (переменная) часть оборотных активов соответствует возрастанию потребности в оборотных активах в определенные периоды или моменты времени, например, в целях создания сезонных запасов сырья.

Соотношение переменной и постоянной части активов служит основой для выбора источников их финансирования и формирования стратегии управления оборотными активами.

Стратегической целью политики управления оборотным капиталом является определение объема и структуры оборотных активов, источников их покрытия и соотношения между ними, для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия.

Тактика управления оборотным капиталом заключается в поддержании ликвидности и платежеспособности предприятия и создании условий для получения достаточной прибыли. В процессе управления оборотным капиталом финансовый менеджер сталкивается с риском снижения ликвидности и риском снижения прибыльности, которые находятся в определенном противоречии по отношению друг к другу.

Уровень ликвидности находится в прямой зависимости от уровня чистого оборотного капитала и по мере снижения величины последнего нарастает риск утраты ликвидности.

Из этого следует, что в целях повышения ликвидности и снижения риска ее утраты необходимо наращивать уровень чистого оборотного капитала. При этом следует учитывать, что чрезмерное наращивание чистого оборотного капитала может отрицательно сказаться на уровне прибыльности.

При некотором оптимальном уровне чистого оборотного капитала прибыль становится максимальной, а любое отклонение от него в принципе нежелательно. Слишком большой объем оборотного капитала также приведет к снижению прибыли, так как не весь оборотный капитал будет вовлечен в кругооборот, часть его будет бездействовать, замедлится оборачиваемость. У предприятия возникнут дополнительные издержки по хранению производственных запасов, средства, хранящиеся на счетах, также будут приводить к потере прибыли, так как они не используются на инвестирование в активы, приносящие доход, например, банковские депозиты, государственные ценные бумаги и т.п.

Таким образом, предприятие в политике управления оборотным капиталом сталкивается с необходимостью поиска компромисса между ликвидностью и доходностью (компромисс: риск – доходность).

Достижение такого компромисса требует решения двух задач:

  1. Постоянное поддержание платежеспособности – т.е. способности своевременно платить по своим счетам. Для этого на предприятии должно быть организовано управление денежным оборотом, в процессе которого необходимо оптимизировать остатки денежных средств на счетах и состыковать поступления и платежи по объему и во времени.
  2. Оптимизация объема и структуры активов для повышения ликвидности и рентабельности. Разные виды активов имеют различный уровень ликвидности и по-разному влияют на рентабельность.

Необходимо оптимизировать объем оборотного капитала по каждому элементу и его структуру в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)