Культурно-экологическая проблема

Современная массовая коммерческая культура оказывается сегодня альтернативой гуманистической культуре, ориентированной на освоение человеком самого себя, раскрытие заложенных в нем огромных возможностей, всестороннее развитие личности, индивидуальности.

И это альтернатива также этнической культуре, обеспечивающей прежде всего преемственность в этом процессе освоения, возможность опереться на уже достигнутое, выработанное опытом предков.

Поэтому одной из наиболее актуальных проблем современной цивилизации оказывается проблема, которую можно назвать культурно – экологической. Речь идет о необходимости защиты, сохранения и актуализации общечеловеческий смысл культурных ценностей, о защите, сохранении и актуализации этнических культур.

Одно из достижений современной цивилизации как раз и заключается в том, что она строится не на отрицании предшествующих этапов развития, культур (как это было в истории культуры до Нового времени), а на освоении, включении в современность культурного опыта.

Отечественный культуролог XX в. И. Иоффе выразил это в формуле: «Горизонталь истории стала вертикалью современности», имея в виду то, что все исторически предшествующие культуры сегодня становятся составляющими «вертикали современности», актуализируются, входят в современную культуру, во многом определяя ее содержание.

Интересно
Особая сложность современного образования заключается в выработке педагогической парадигмы освоения этой многосоставной и многоуровневой культурной вертикали, прежде всего в необходимости «сжатия» информации при сохранении ее концептуального смысла, которое делает ее доступной и осваиваемой на индивидуальном уровне.

В массовой культуре вся эта многоуровневость подменяется одноуровневостью, одномерностью, ориентацией только на сегодняшнее, имеющее ореол модного, популярного, престижного.

В связи с этим протест против бездуховности, нравственно развращающей и деиндивидуализирующей человека современной массовой коммерческой культуры лежит в основе конфликта исламской и христианской цивилизаций.

Менее десакрализованная исламская пытается оградить молодежь от разрушающих ее нравственные, духовные устои продуктов «западной» (западноевропейской и американской) цивилизации.

Вторая все более отходит от традиционных христианских ценностей, составляющих одну из основ этнических культур европейских народов.

Лидером оказывается американская массовая культура, лишенная этнической почвы, изначально «интернациональная», основанная на причудливом конгломерате «осколков» этнических культур переселенцев.

Постепенно утрачивающих связь со своей «прародиной», более устойчивых, но быстро модифицирующихся культур негритянского населения и находящихся на периферии культурной жизни и сознательно изолирующихся культур аборигенного индейского населения.

Ставшая притчей во языцех, но совершенно реальная «американизация» культуры, все более раздражающая своим однообразием, по существу, означает удар по этническим традиционным культурам, этническим ценностям, а в результате — по общечеловеческим нравственным, духовным основам культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)