Характеристика принципов исправления осужденных

Принципы воспитания – общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Принципы воспитания формулируются людьми и по своей сути являются категориями субъективными, однако в основе каждого из них лежат объективно существующие связи и зависимости, отражающие закономерности процесса воспитания, формирования и развития личности. Вскрыв эти зависимости, изучив характер их действий, воспитатель выводит из них определенные требования, правила, которыми и должен руководствоваться в своей деятельности.

Принципы исправления – основные требования к содержанию воспитательного процесса в учреждениях, исполняющих наказания, направленные на повышение эффективности исправления осужденных.

Специфика принципов исправления осужденных проявляется прежде всего в том, что педагогический процесс в ИУ организуется в условиях исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения, и потому ряд принципов воспитания не может быть реализован в полном объеме, а другие – претерпевают определенную трансформацию.

В то же время правомерно говорить о влиянии на систему рассматриваемых принципов основополагающих положений уголовного и уголовно-исполнительного права, которые в определенной степени обусловливают специфику как рассматриваемого процесса, так и его принципов.

Интересно
Принципы исправления осужденных формулируются не произвольно, они определяются характером и уровнем общественных отношений; объективным характером закономерностей исправления осужденных; особенностями самого процесса исправления и условий его организации.

Поскольку закономерности процесса исправления осужденных взаимосвязаны, постольку и принципы должны выступать во взаимосвязи, в единой системе. Данная система по разному представлялась в пенитенциарной литературе, учебниках, учебных пособиях и отдельных работах, однако при всех разночтениях в основе все они отражают одни и те же важнейшие моменты деятельности сотрудников, воспитателей в области исправления осужденных.

Принципы исправления возможно эффективно реализовать при соблюдении определенных условий:

  1. Обязательности. Принципы исправления требуют обязательного и полного воплощения в практику, так как не являются рекомендациями. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них (например, нарушение принципов законности, уважения к личности) может быть привлечен даже к ответственности.
  2. Комплексности. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
  3. Равнозначности. Принципы исправления как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания – не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя.

Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы исправления подробно рассматривались в работах ученыхпенитенциаристов А.В. Буданова, Г.П. Байдакова, Л.А. Высотиной, В.Ф. Пирожкова и Г.А. Туманова и др.

Так, Г.П. Байдаков подразделяет принципы исправления на общие, специфические и принципы организации процесса исправления и перевоспитания, а именно:

  • целенаправленность и плавность процесса перевоспитания;
  • организация системы обратной связи и постоянная корректировка педагогических усилий при организации процесса перевоспитания;
  • организация «перспективных линий» в процессе перевоспитания; комплексный подход к перевоспитанию осужденных и т. д.

М.Г. Стурова выделяет две группы принципов перевоспитания осужденных. К первой группе отнесены принципы, определяющие содержание и направленность самого процесса перевоспитания, ко второй – педагогическая деятельность его субъектов, т. е. воспитателей, организаторов.

Первая группа представлена следующими принципами:

  • целенаправленность процесса перевоспитания осужденных;
  • соответствие средств, форм и методов воздействия гуманистической, нравственной направленности процесса перевоспитания;
  • связь процесса перевоспитания осужденных с жизнью;
  • соблюдение законности в процессе перевоспитания осужденных.

Вторую группу составляют принципы:

  • включение осужденных в активную общественно полезную деятельность;
  • формирование в среде осужденных коллективистских отношений;
  • сочетание требовательности к осужденным с гуманным и в то же время строгим отношением к ним;
  • опора в воспитательной работе на положительные качества личности;
  • индивидуальный и дифференцированный подход в процессе перевоспитания;
  • комплексный подход.

Есть еще ряд работ, где даются различные подходы и классификации принципов исправления осужденных. Но при всех разночтениях в основе они отражают одни и те же важные моменты деятельности по исправлению осужденных.

Следует рассмотреть основополагающие принципы исправления осужденных.

К принципам, определяющим содержание и направленность процесса исправления, относятся:

  1. Целенаправленность процесса исправления осужденных. Основ­ная идея данного принципа заключается в том, что как специально организуемый (в отличие от стихийных неуправляемых) процесс исправления невозможен без четкого и конкретного определения его цели, под которой понимается идеальное представление о предполагаемом, проектируемом результате педагогической деятельности. Как писал А.С. Макаренко, цели воспитательного процесса должны всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем в отдельности. Эти цели и должны выражаться в проектируемых качествах личности, картинах характеров.
    Цель любой деятельности, в том числе и педагогической, определяется людьми, потому она категория субъективная. Однако она выводится из потребностей общества и отражает объективные связи и отношения, а также предназначенность различных учебно-воспитательных и воспитательных систем и их особенности. Цель педагогической (воспитательной) системы ИУ определена законодателем как исправление осужденных, под которым он понимает честное отношение к труду, точное исполнение законов. Цель определена в самом общем виде, а требования к личности осужденного, вытекающие из нее, минимальные. В то же время даже в таком виде цель исправления личности осужденного выступает как категория нравственная, поскольку определяет направленность поступков и поведения в области профессионально-трудовой деятельности, в области межличностных отношений, а также отношение личности к существующему закону с позиций общепринятых в обществе норм морали. Это можно определить как ближнюю цель.
    Однако процесс исправления этим уровнем ограничивать нецелесообразно, поэтому следует ввести и понятие цели максимальной как определенный ориентир, позволяющий выстроить перед осужденным целую систему «перспективных линий» – от ближней до дальней. В качестве такой дальней цели может быть поставлена задача превращения бывшего преступника в сознательного члена общества. Цель эта может быть реализована в процессе ресоциализации личности после выхода на свободу. Однако готовить к этой перспективе осужденного следует еще в период отбывания наказания посредством нравственной перестройки его чувств, воли, черт характера, привычек, наклонностей, интересов.
    Постановка максимальной цели исправления осужденных правомерна и необходима, поскольку стимулирует развитие личности.
  2. Принцип соответствия средств, форм и методов воздействия гуманистической, нравственной направленности процесса исправления.
    Цель всегда рассматривается в соотношении со средствами. Законо­датель в качестве средств исправления определил режим, труд, воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. Гуманистический, нравственный характер указанных средств обусловлен уже тем, что в них выражены основные виды деятельности, в которой формируется, развивается личность любого человека в обществе, в том числе и осужденных.
    Применяется в процессе исправления и система методов педагогических воздействий, которая по своей сущности и направленности соответствует методам, применяемым в любых воспитательных системах нашего общества: методы убеждения, требовательности, доверия, поощрения, принуждения и т. д.
    Вполне применимы в воспитательной работе с осужденными и все известные в педагогике формы воспитательных воздействий.
    Несмотря на определенную специфику средств, форм и методов воздействия, обусловленную регулированием педагогического процесса нормами права, их общая направленность должна отвечать цели исправления осужденного, возвращения обществу социально полезного гражданина.
  3. Связь процесса исправления осужденных с жизнью. Понимается как восстановление и налаживание социально полезных связей и отношений, постоянное ознакомление их с событиями внутриполитической и международной жизни, расширение круга общественно-политических интересов, формирование у них положительных социальных установок, приобщение и вовлечение осужденных в трудовую и общественно полезную деятельность в колонии (рис. 2).

Характеристика принципов исправления осужденных

Реализация этого принципа в практической деятельности ИУ опирается на глубокие традиции, идущие с тех времен, когда закладывались основы советской исправительно-трудовой политики, принципами которой являлись участие общественности в процессе исправления осужденных, закрепление результатов исправительно-трудового воздействия, развитие полезной инициативы осужденных.

Указанные принципы, посути, на законодательном уровне закрепляют и детализируют принцип связи осужденных с жизнью

Однако практика показывает, что определенной частью осужденных и даже практических работников этот принцип понимается несколько односторонне: активной стороной выступают сотрудники и пассивной – осужденные, которые «подключаются» или «не подключаются» к этим каналам связи в зависимости от их личных предпочтений.

Сотрудник объективно не может не занимать «управляющую» позицию в процессе исправления и претворения в жизнь системы принципов, в том числе и данного. Порой формируется своеобразный психолого-педагогический паразитизм осужденных, которые искренне считают, что уже сам факт лишения их свободы перекладывает многие их личные обязанности на сотрудников, родственников, общественность, в то время как они сами могут не действовать и лишь ожидать определенных действий со стороны других, в частности действий по налаживанию их социально полезных связей.

Наиболее ценные связи в воспитательном отношении – те, где осужденный сам занимает активную позицию, где не только общество «работает» на осужденного, но и он сам приносит реальную пользу своим близким, детям, трудовым коллективам, обществу.

Соблюдение законности в процессе исправления осужденных отражает объективно существующую зависимость организации педагогического процесса, жизни и деятельности осужденных от их правовой регламентации.

Уголовно-исполнительное право призвано регулировать не только исполнение уголовного наказания, но и взаимоотношения, возникающие в процессе исправления осужденных. В правовых нормах определяются цель и средства перевоспитания осужденных, формы и методы воздействия, критерии и степени исправления личности, ими регулируются взаимоотношения субъекта и объекта воспитания, формы и периодичность связей осужденных с внешним миром, родственниками.

Интересно
Основное требование данного принципа заключается в том, что воспитательные воздействия на осужденных следует осуществлять на основе и в полном соответствии с предписаниями действующего законодательства и ведомственных нормативных актов. Поэтому каждый сотрудник должен глубоко и всесторонне изучить нормы права, следить за изменениями и дополнениями в законодательстве, знать ведомственные нормативные акты, регулирующие деятельность той или иной службы.

Однако знание норм и даже следование им не ограничивают сферу применения данного принципа. Необходима также специальная разъяснительная работа с осужденными, изучение ими своих прав и обязанностей, а также неукоснительное следование правовым предписаниям, ибо таким путем идет развитие их правосознания: от знания – к поступку, от поступка – к убеждению.

Кроме того, необходимо рассмотреть принципы, определяющие педагогическую деятельность сотрудников ИУ.

Принцип включения осужденных в активную общественно полезную деятельность.

Объективной основой данного принципа является закономерность, которую в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности. Применительно к процессу исправления данная закономерность сформулирована как зависимость исправления осужденного от характера и направленности его деятельности.

Основная идея данного принципа заключается в том, что, во-первых, признается возможность изменения, исправления личности в период отбывания ею уголовного наказания; во-вторых, необходимым условием исправления является ее активность.

Неисправимых (если не иметь в виду патологические изменения в психике) нет, но неисправленные в силу различных объективных и субъективных обстоятельств есть. И это обстоятельство свидетельствует о том, что, во-первых, в нашем обществе имеется объективная основа для проявления негативных явлений; во-вторых, сама организация процесса исправления, его правовое регулирование еще далеки от совершенства. Исправление личности возможно не путем ее подавления, а путем активного развития посредством общественно полезной деятельности.

Наша задача – не просто обезвредить преступника, сделать его лояльным по отношению к закону, но сформировать у него качества, которые необходимы для активной жизни в нормальном социальном общежитии. Поэтому исправление осужденных, подлинная их нравственная перестройка возможны посредством развития нравственно-психологической сферы личности, повышения интеллектуального, образовательного и профессионального уровней.

Исправление нельзя сводить только к одностороннему воздействию воспитателей на осужденных. Составной частью процесса воспитания является деятельность самих осужденных, проявление их духовных сил

Только при этом условии возможно изменение системы отношений осужденных, их жизненной позиции, смена которой происходит в результате возникновения и разрешения внутренних противоречий между старыми убеждениями и новыми ценностями, старыми привычками поведения и новыми требованиями, предъявляемыми к личности. Общество заинтересовано в том, чтобы из ИУ возвращались не озлобленные, деградировавшие личности, а нормальные граждане.

Руководствоваться данным принципом для воспитателя – значит включать осужденных в активную учебную деятельность, культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу, привлекать к воспитательным мероприятиям, общественной работе в самодеятельных организациях.

Следовательно, активная позиция осужденного в процессе его исправления важна в любом виде деятельности, а комплексная оценка отношений осужденных к производительному труду, процессу учения, общественной работе, активным, развивающим, творческим видам досуга и отдыха является показателем того, насколько осознанно и эффективно применяют в своей практической деятельности данный принцип воспитатели осужденных.

Принцип формирования в среде осужденных коллективистских отношений прямо вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) личности осужденных. В условиях жесткой изоляции, принудительного пребывания в определенных администрацией отряде, бригаде резко возрастает роль ближайшего социального окружения.

Процветающие в целом ряде ИУ негативные традиции, властвующие с молчаливого согласия администрации авторитеты уголовного мира («углы», «паханы», «смотрящие»), насаждающие враждебные нормальному человеческому общежитию правила поведения и взаимоотношений, способны свести на нет все воспитательные усилия коллективов сотрудников.

Следует отметить, что неписаные правила, соблюдаемые в таких подразделениях (воровских зонах), поддерживаются за счет жесткого расслоения всей массы осужденных на неформальные группы, касты, применения физических расправ, полного морального разложения и растления человеческого достоинства личности самыми грубыми способами.

В таких условиях невозможно говорить о позитивной нравственной переделке личности в период отбывания наказания. При этом забота основной массы осужденных состоит в том, чтобы приспособиться, выжить с как можно меньшими потерями для своего физического и нравственного здоровья. Вследствие этого альтернативой может быть только формирование в среде осужденных коллективистских отношений через острейшую борьбу с носителями антисоциальной морали.

Доминирующим условием реализации данного принципа является выявление активных носителей уголовных традиций, их нейтрализация или переориентация.

К сожалению, нередко вся работа ограничивается только первой частью этого условия – выявлением. Как правило, администрация почти всегда знает реальных организаторов и исполнителей воли воровской верхушки, однако подчас не только молчаливо мирится с этим явлением, но и использует «отрицаловку» в целях поддержания видимого порядка в учреждении, выполнения производственных заданий любой ценой.

Понимая выгоду такой позиции, авторитеты уголовного мира изменили в последнее время своему неписаному правилу – не вступать с администрацией ни в какие контакты. Напротив, они стараются проникнуть в руководство самодеятельными организациями, иметь «своих» людей бригадирами, старшими дневальными и т. д.

Сформировать коллективистские отношения в среде осужденных чрезвычайно сложно, но возможно. Для этого необходимо:

  • реальная конкретная работа с общественными формированиями осужденных;
  • привлечение на свою сторону большинства осужденных, особенно из числа так называемых «мужиков»;
  • лишение незаслуженных привилегий всех отрицательно настроенных осужденных, а также мнимых «активистов», уравнение их в правах со всеми остальными;
  • определение полномочий коллективных формирований осужденных и их самодеятельных организаций во всех сферах жизнедеятельности;
  • умелое сочетание управления с самоуправлением.

Все это станет реальным, если к созданию нормальных условий человеческого общежития будут привлечены сами осужденные, если они поверят при этом в желание и возможности администрации и воспитателей защитить их от насилия со стороны авторитетов уголовного мира, если они поверят и осознают свою силу, т. е. силу коллектива и возможность личности быть в нем социально защищенной.

Принцип сочетания требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним.

В данном принципе наиболее полно отражена диалектичность процесса воспитания. Лишенный каких-либо из указанных качеств процесс исправления осужденных превращается в антипедагогический. В целенаправленном, хорошо организованном воспитательном процессе гуманность и требовательность органически связаны друг с другом.

Гуманность, рассматриваемая вне системы определенных требований к человеку, в которой отражены цели и задачи воспитания, учтены закономерности ее развития, может привести к формированию слабовольной, разболтанной личности, не способной, с одной стороны, противостоять вредным влияниям окружающей среды, с другой – не умеющей обуздывать свои гипертрофированные в колонии потребности и желания. Практически это уже не гуманность как таковая, а попустительство, снисходительность.

Быть гуманным по отношению к осужденным – значит верить в возможность их исправления, передать эту веру и им самим, для чего уметь предъявлять разумные и справедливые требования и создавать такие условия, когда следование этим требованиям вело бы не к бездумному подчинению, а к сознательной дисциплине, к формированию готовности работать над собой.

Интересно
А.С. Макаренко утверждал, что не может быть воспитания, если нет требования. При этом он имел в виду не любое требование, а то, которое возвышало бы личность в собственных глазах и глазах товарищей. Неслучайно его педагогическое кредо сводилось к простой формуле: «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».

Лишенная элементов уважительности и заботы о человеке, требовательность может вылиться в жестокость, деспотизм, когда для воспитателя, руководителя человек становится не целью, а средством решения тех или иных профессиональных задач, подчас весьма далеких от процесса перевоспитания.

Отсюда вытекает одно из основных условий реализации данного принципа – требовательность, предъявляемая воспитателем к осужденному, должна сочетаться с высокой взыскательностью по отношению к себе, своим моральным качествам, педагогическому мастерству, что позволит преодолеть пренебрежительное, а подчас даже враждебное отношение к осужденным и тем самым будет способствовать разрушению психологического барьера, что в конечном итоге и приведет к педагогике сотрудничества.

Принцип опоры на положительное в человеке.

Воспитательный процесс, который ориентирован только на подавление, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэффективен, как и педагогика вседозволенности

Выявлять, проектировать, формировать и закреплять положительное в человеке педагогически намного выгоднее, чем строить воспитательный процесс только на запретительных нормах.

Реализация этого принципа необычайно сложна для воспитателей даже психологически, ибо серьезные нравственные дефекты, отрицательные черты характера, враждебное и негативное отношение как к требованиям уголовно-исполнительного права, так и их носителям (воспитателям осужденных) лежат, что называется, на поверхности явления.

В то же время те качества и черты характера, которые отражают человеческую сущность личности, чаще всего осужденные прячут от окружающих, дабы не стать объектом насмешек и издевательств со стороны других, а подчас и не осознаются самими их носителями.

Недостаточно педагогически и психологически образованные воспитатели идут по пути наименьшего сопротивления, строя свою систему общения весьма упрощенно: без надобности напоминают осужденным о том, что они преступники, заставляют их при обращении докладывать о совершенном преступлении, о сроках наказания, закрепляют за осужденными ярлыки и мирятся с той неофициальной градацией осужденных, которая позволяет одним безнаказанно чинить насилие и произвол над другими.

Это отнимает у человека всякую жизненную перспективу, порождает у одних апатию (поскольку в жизни они ничего хорошего уже не ждут), у других (как более волевых и активных) – стремление оправдать данную им негативную оценку, браваду своим открытым сопротивле­нием администрации и завоеванием авторитета в глазах осужденных.

В то же время почти у каждого осужденного можно найти если не явно выраженные положительные качества, то хотя бы потенциальные, которые при соответствующем отношении к нему могут в таковые развиться.

Принцип опоры на положительное отнюдь не означает снижения требовательности к осужденным, а тем более захваливания и попустительства.

Большой вред как самой личности, так и коллективу осужденных приносят те руководители и воспитатели, которые, используя, например, такие качества, как коммуникативность, активность в общественных делах, ставят некоторых осужденных в привилегированное положение, допускают по отношению к ним послабление требований режима, а иногда даже создают группы «активистов», которые ничем не отличаются от авторитетов уголовного мира. Ничего общего такой подход с принципом опоры на положительное не имеет.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Интересно
Принципы исправления осужденных, несмотря на свою всеобщность, применительно к педагогическому процессу в целом не означают их совершенно одинаковую реализацию на уровне конкретных групп и отдельных личностей, а тем более одинаковое применение форм, средств и методов воздействия. Общество осужденных весьма разнообразно.

Осужденные различаются по полу, возрасту, образованию, национальным и социально групповым особенностям, индивидуально-психологическим характеристикам, социально педагогической запущенности, образу жизни до осуждения, характеру и степени совершенного преступления и т. д. Поэтому основная идея принципа дифференцированного и индивидуального подхода означает учет в воспитательной работе групповых и индивидуальных особенностей личности на фоне общей программы воспитательных воздействий.

В конечном итоге смысл и эффективность целенаправленного воспитательного влияния определяются соответствием применяемых педагогических воздействий на личность воспитуемого с конкретными ситуациями. Однако если воспитатель будет знать еще и групповые особенности данной личности (а именно это и дает дифференциация осужденных), то его действия будут педагогически грамотными и экономными.

Дифференциация – выделение типичных отличительных свойств, явлений, предметов, объектов, по которым можно в некоторой целостности (общности) выделить группу или ряд групп.

В зависимости от разных целей выбираются и различные основания дифференциации осужденных. Например, общность осужденных можно дифференцировать:

  • по характеру совершенных преступлений (корыстные, насильственные, насильственные некорыстные, насильственные корыстные);
  • количеству судимостей (впервые судимые, неоднократно судимые);
  • степени криминальной зараженности (глобальная, парциальная, предкриминальная);
  • степени общественной опасности (признанные или непризнанные особо опасными рецидивистами);
  • возрасту;
  • образованию;
  • полу;
  • степени исправления;
  • характеру общественной активности (актив, резерв актива, пассив, «болото», контрактив);
  • неформальному положению осужденных в самой общности («паханы», «мужики», «углы», «обиженные» и т. д.).

Однако выделение из среды осужденных различных групп вовсе не должно служить основанием их строгого организационного деления внутри учреждений, т. е. создания «молодежных», «хулиганских», «опущенных», «корыстных» и других подразделений или отрядов.

Нецелесообразно также разделение осужденных на отряды, бригады, звенья по степени социаль­ной и нравственной запущенности или, напротив, степени исправленности личности.

Практика проведения подобных «экспериментов» на протяжении последних десятилетий дала только отрицательные результаты. И, напротив, создание официальных формирований осужденных (отряд – бригада – звено), в которых равномерно распределяются осужденные разных возрастов, различного образования, специальностей, как правило, в воспитательном отношении давало более высокие результаты.

Поэтому дифференциация осужденных – не самоцель, а лишь инструмент в руках воспитателей, благодаря которому индивидуальный подход к личности в процессе ее исправления становится более обоснованным, осознанным.

Принцип комплексного подхода в исправлении и организации педагогических воздействий.

Комплексный подход – понятие широкое, охватывающее весь воспитательный процесс, все его элементы в их взаимообусловленности и взаимозависимости

Идея комплексного подхода вытекает из понимания личности воспитуемого как некой целостности, как сложной динамической системы.

Применительно к личности комплексный подход означает необходимость развития и изменения ее интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой, физической сторон, что реализуется в нравственном, трудовом, правовом, эстетическом, физическом воспитании. Указанные направления воспитательного процесса составляют его содержание, элементы которого находятся друг с другом в сложной и взаимообусловленной зависимости.

Интересно
Так, формирование мировоззрения личности тесно связано с нравственным развитием воспитуемых. Отношение личности к экономическому и политическому строю, событиям в мире и внутри страны является основой формирования таких нравственных качеств личности, как патриотизм, коллективизм.

Комплексный подход является методологическим принципом всего воспитательного процесса, а также и его организации. Он распространяется на определение целей и задач исправления, обусловливает соответствие средств и методов целям исправления.

Принцип комплексного подхода предполагает:

  1. Применение основных средств, методов и форм воздействия.
  2. Организацию формального и неформального общения личности.
  3. Организацию планирования воспитательного процесса.
  4. Привлечение к непосредственной воспитательной работе всех сотрудников подразделений, общественности.
  5. Организацию всестороннего изучения личности осужденных на всех этапах воспитательного процесса (от организации приема вновь прибывших осужденных до подготовки их к освобождению).
  6. Реализацию в практической деятельности ИУ всей системы принципов исправления осужденных.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)