Финансирование частных образовательных организаций

Федеральный закон «Об образовании в РФ» предполагает также развитие положений бюджетного законодательства о возможности финансирования некоммерческих организаций, которые не являются государственными или муниципальными образовательными учреждениями.

Вопрос финансирования частных образовательных организаций, равно как частных организаций иных социальных сфер, ставился уже давно, и сфера образования была одной из первых, еще до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в РФ», где была реализована соответствующая возможность, предоставленная бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 78.1 БК РФ, в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления таких субсидий устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации. Устанавливаемый порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Часть 2 статьи 78.1 БК РФ предусматривает предоставление данных субсидий на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий. В эти договоры (соглашения) обязательно должно быть включено условие о согласии получателей субсидии на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления. В случае если согласия на осуществление такого контроля нет, субсидия не будет предоставлена.

Интересно
Частью 5 статьи 99 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусмотрена важная дополнительная гарантия в сфере финансирования частных образовательных организаций. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Фактически данная норма означает, что возмещение затрат частных организаций не может осуществляться в размерах дискриминирующих данные организации относительно муниципальных образовательных организаций. При расчете субсидии на возмещение затрат должен быть использован именно тот норматив, который, в случае выбора ребенком (его законными представителями) муниципальной организации, был бы передан в соответствующий муниципалитет в составе соответствующей субвенции.

Вместе с тем о полном равенстве в сфере финансирования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственных (муниципальных) и частных образовательных организаций в Российской Федерации говорить преждевременно.
В частности, для частных образовательных организаций не финансируется содержание имущества, а также не предусматривается финансирования развития данных организаций. Законодательство об образовании предусматривает исключительно компенсацию затрат на реализацию образовательной услуги.

Важнейшую гарантию для сферы образования содержит ч. 3 ст. 99 Федерального закона «Об образовании в РФ»: нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

Для сферы образования наиболее важными документами в этой связи являются Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»1, а также Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р2.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)