Экологическая сторона народной педагогики
Важнейшая сторона народной педагогики — экологическая. В отношении к природе с особой силой проявляются нравственные основы народной системы воспитания.
Человек воспринимается и в материальном, и в духовном смысле как неотъемлемая часть природы. Более того, природа и обожествляется, и одновременно очеловечивается.
Сегодня можно говорить об остром противоречии между «цивилизационным» отношением к природе, основанном на попытках изменить ее и подчинить, и народным, в основе которого — вживание в природу, передаваемое из поколения в поколение знание ее законов, регламентирующих и хозяйственную деятельность человека, принцип «не навреди».
Особенно ярко и болезненно это противоречие проявляется в ситуации промышленного освоения земель, территорий традиционного природопользования коренных народов.Такая ситуация складывается, в частности, в Западной Сибири, где огромная по объемам добыча нефти и газа необратимо меняет природную среду, нанося ей огромный вред и нарушая при этом и среду обитания коренных народов.
И речь идет не о прекращении добычи важнейших для всей России природных ресурсов, а об использовании технологий, учитывающих особенности, условия и границы естественного воспроизводства, которыми обладают эти земли.
Вот здесь и заключен главный нравственный «узел» противоречий — между нравственностью народной, традиционной, освещенной многовековым опытом природопользования и устремленной в будущее, и нравственностью тех, кто думает только о сегодняшнем дне, о сегодняшней выгоде «современного», «цивилизованного».
Наполнение природы духами, которое было характерно для ранних языческих форм религиозного и мифологического сознания и сегодня трактуется как религиозный пережиток, преодоленный монотеистическими религиозными системами, тем не менее всегда имело огромный нравственный человеческий смысл.
- Характеристика общепрофессиональной компетентности педагога
- Этнопедагогическая подготовка педагога
- Поликультурная компетентность современного педагога
- Жизненное проявление педагогической культуры
- Этнические аспекты педагогической культуры
- Основные области русского фольклора
- Механизм “художественная условность”
- Главное качество фольклора
- Критерии фольклорности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу