Античная риторика

Родина красноречия — Древняя Греция, хотя ораторское искусство с древнейших времен знали и в Египте, Ассирии, Индии, Вавилоне.

Риторика является духовным детищем демократии. Именно демократические формы правления в Элладе V в. до н.э. стали причиной стремительного взлета ораторского искусства. Народное собрание в Древней Греции — верховный орган власти — выносило на всенародное обсуждение вопросы войны и мира, избрание высших долж- ностных лиц, трактовку законов, по которым должно жить государство. Публично решались и судебные дела.

Суд присяжных (гелиэя) был довольно представительным (в нем было около шести тысяч присяжных заседателей). Любой свободный гражданин Афин мог выступить обвинителем; прокуроров и защитников не было, подсудимый защи- щался сам, доказывая судьям свою невиновность.

Так что «правосудие» оказывалось на стороне того, кто, обладая даром слова, умел убедить судей и присяжных в своей невиновности. Ораторское искусство в Древней Греции играло важную роль, по- тому что политику приходилось выступать на народных собраниях, полководцу — перед войском, частному лицу — перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминках, которые обычно бывали многолюдными. Владеть словом было жизненной необходимостью для каждого гражданина Эллады.

Различные сферы жизни породили три основных типа красноречия: политическое (совещательное), эпидейктическое (торжественное, парадное) и судебное. Родоначальниками красноречия стали софисты, представители афинской школы философов-просветителей.

Ораторское искусство вначале существовало лишь в устной форме, образцы речей, даже самых интересных, не записывались. Во второй половине V в. до н.э. софистика вводит письменную фиксацию речи. Софисты, «наставники мудрости», считали своей задачей привить ученикам искусство хорошо и убедительно говорить на политические и моральные темы. Для этого их заставляли заучивать наизусть тексты выступлений, считавшиеся образцами красноречия, эталонами для подражания.

На основе практического красноречия софисты развивали и теорию ораторского искусства — риторику. Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике связывают с именами софистов Коракса и Лисия из Сиракуз (середина V в. до н.э.).

Получил признание и вклад в теорию красноречия софиста Горгия Леонтийского (485—380 гг. до н.э.). Этот ритор главное внимание уделял вопросам стиля. Для усиления психологического воздействия речи он приме- нял стилистические средства украшения, известные под названием Горгиевы фигуры. Среди них такие, как антитеза, оксюморон, членение предложений на симметричные части, рифмованные кон- цовки, аллитерации, ассонансы и др.

Горгий придавал очень большое значение слову и его воздействию на слушателей, так как считал, что «слово есть великий властелин, который … может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». Силою своего убеждения Горгий заставлял больных пить такие горькие лекарства и переносить такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи.

Современники Горгия, софисты Фразимах, Протагор и другие, развивают, обогащают теорию красноречия. Фразимах разработал период — значительное по своей протяженности сложноподчиненное предложение, включающее второстепенные предложения, которые в разных аспектах раскрывают смысл главного.

Протагор назвал ситуативно обусловленные виды речи (просьбу, вопрос, ответ, приказание) и дал их подробную характеристику. Благодаря трудам софистов риторика получает большее признание и входит в круг наук, обязательных для образования граждан.

Необходимо отметить, что отношение к софистам было двойствен- ным. Сначала их деятельность не вызывала критических оценок: софистом именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, искусного в какой-то премудрости, в том числе учености.

Софисты учили приемам доказательства и опровержения, правилам логического мышления. Они знакомили учеников не только с техникой политической и юридической деятельности, но и обучали философии. Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству. Однако со временем софисты изменили направление своей деятельности.

Главной их задачей становится подбор и применение логических и психологических уловок, с помощью которых можно добиться победы в полемике. Используя диалектику как искусство рассуждения, софисты стали утверждать, что можно доказать все, что угодно. Главное при этом — выбрать правильные средства для доказательства (цель оправдывает сред- ства).

Например, утверждая, что сделать необразованного человека образованным — значит убить его, софист рассуждал следующим образом: «Став образованным, он не будет тем, чем был». Если софиста уличали во лжи, он выворачивался примерно так: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать». В основе всех софистических утверждений лежит единый прием: доведение до абсурда положения об относительности всякого человеческого знания. Не случайно слово «софист» теперь понимается как лжец, обманщик.

Оценивая вклад софистики в развитие риторики, отметим, что, с одной стороны, софисты нужны были афинским гражданам, так как учили их искусству слова, умению убеждать и спорить; но, с другой стороны, манипулирование сознанием, применение ложных, обманчивых доводов требуют объективного осуждения. Эти методы не случайно и в древности вызывали к софистам недоверие, порою враждебность, с чем нельзя не согласиться и нам.

Первый вызов софистам был брошен великим древнегреческим философом Сократом (ок. 470—399 гг. до н.э.). В отличие от софистов, изучавших преимущественно психологическое воздействие речи на слушателей, Сократ на первое место ставит логическое доказательство. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики: он искал истину при помощи бесед и споров.

Выяснение истины в споре называлось эристикой. Составными частями сократовской эристики были ирония и майевтика (в пер. с греч. — искусство повивальной бабки).

Ирония выражалась в умении философа остроумной системой вопросов и ответов завести противника в логический тупик. Майевтика способствовала формированию правильной мысли. Сократ остроумно подметил, что он своим вопросно-ответным методом и логикой способствовал рождению в беседе правильной мысли подобно тому, как повивальная бабка помогает родиться человеку.

Ученик Сократа Платон (427—348 гг. до н.э.) изложил свою теорию красноречия в знаменитых диалогах «Федр» и «Горгий». Центральным персонажем платоновских диалогов является Сократ. Подлинное красноречие, основанное на знании истины, а потому доступное только философу, противопоставлено риторике софистов. В диалоге «Федр».

В беседе философа Сократа с юношей Федром представлен идеал истинного красноречия. Только четко определив какой-либо предмет, можно начинать речь о данном предмете. Сократ советует Федру: «Во всяком деле, юноша, надо для правильного его обсуждения начинать с одного и того же: требуется знать, что же именно подвергается об- суждению, иначе неизбежны сплошные ошибки». Следующая задача оратора — познать истину, т.е. сущность предмета: «Прежде всего, надо познать истину о любом предмете, о котором говоришь или пишешь». Платон подчеркнул важность композиции в ораторской речи.

Порядок в речи проявляется, по мнению автора, в ее построении: «По-моему, сперва, в самом начале речи, должно быть вступление, — говорит Сократ. — а на втором месте — изложение, и за ним — свидетельства, на третьем месте — доказательства, на четвертом — выводы». Сократ подробно описывает построение речи, опираясь на сложившиеся риторические традиции.

Будущему оратору следует прислушаться к размышлению Платона о воздействии речи на душу. Оно звучит так, словно произнесено нашим современником: «Поскольку сила речи заключается в воздействии на душу, тому, кто собирается стать оратором, необходимо знать, сколько видов имеет душа…».

Оратору необходимо соотносить виды речей и«виды души», учитывать состояние человека, понимать, какую душу и какими речами можно убедить. Главная задача ритора — найти, отыскать вид речи, который соответствует каждому характеру. Следовательно, «так и строить и располагать свою речь, т.е. к сложной душе обращаться со сложными, охватывающими все лады речами, а к простой душе — с речами простыми».

По убеждению Платона, подлинного красноречия не существует без знания истины. Ведь истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Познавая сущность вещей, чело- век создает правильное о них представление. Оратор, познав природу людских душ, способен внушать свое мнение слушателям. Диалог, в котором участники при помощи искусно поставленных вопросов ищут истину, оказал огромное влияние на становление риторики.

Идеал Платона — не только убеждение, но и поиск истины. Не познав истины, нельзя овладеть искусство мкрасноречия. Это утверждение Платона имеет важную практическую значимость для риторики: слушатель вместе с оратором «проходит» путь поиска истины. Так рождаются ассоциации, сомнения, размышления, т.е. начинается путь от мысли к слову.

Крупнейшим теоретиком античной риторики является древне- греческий философ и ученый Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Он был учеником философа Платона и за двадцать лет, проведенные в Академии учителя, приобрел высочайший авторитет.

Сочинения Аристотеля охватывают весь спектр наук и искусств, существовавших в то время. Известны его трактаты по логике, физике, биологии, фило- софии, этике и политике. В области филологии популярны два сочинения Аристотеля — «Поэтика» и «Риторика», заложившие основы европейского понимания литературного творчества и художественной речи.

В «Риторике» (335 г. до н.э.) автор подробно излагает свои взгляды на основы ораторского искусства. Сочинение состоит из трех книг. Первая книга содержит общие положения, характеризующие предмет риторики и виды ораторской речи. По мнению Аристотеля, риторика и логика занимаются изучением таких вопросов, которые в какой-то мере близки каждому человеку; кроме того, сведения, получаемые этими науками, являются междисциплинарными, ибо служат предметом изучения не только для логики и риторики. Поэтому все люди так или иначе обращаются к обоим искусствам, так как каждому приходится поддерживать определенное мнение, обвинять, защищаться.

Риторика определяется Аристотелем как искусство убеждать, находить возможные способы убеждения в каждом конкретном случае. Далее рассматриваются виды ораторских речей: совещательные, судебные и эпидейктические (торжественные).
Вторая книга «Риторики» знакомит нас со «способами убеждения».

Главное для Аристотеля — это убедительность речи, при этом важна достоверность того, о чем говорит ритор. Аристотель делит способы убеждения на три вида: одни из них зависят от характера говорящего, другие — от настроения слушателя, третьи — от самой речи. Аристотель высоко ценил «доказательство, основанное на добродетелях говоря- щего», потому что мы верим людям хорошим.

Затем автор рассказывает о том, как убеждать слушателей. Убеждение, зависящее от настроения слушателя, состоит в умении вызывать у него определенную страсть. Аристотель считал, что оратору следует быть хорошим психологом: он должен знать, как и когда человеком овладевают различные чувства — гнев или смирение, любовь или ненависть, зависть, страх. Эти страсти необходимо учитывать, чтобы в процессе речи не спровоцировать у публики нежелательные эмоции. Ритору не следует забывать о возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и психологическом состоянии.

Выбор способов доказательства зависит от назначения речи. Так, в политической речи уместны примеры, факты или притчи, басни; в судебной — силлогизмы (умозаключения), а также законы, свидетельские показания, договоры и т.д.; в торжественной — сравнения, преувеличения («оратор облекает предмет своей речи величием и красотой»).

Аристотель большую роль отводит логическим доказательствам, но при этом не рекомендует составлять умозаключения, заимствуя посылки из далекой истории или используя очень широкие либо абстрактные понятия. В первом случае слушателям трудно уловить смысл без специальных пояснений, во втором — силлогизм получается длинным.

В этом причина того, почему люди необразованные в глазах толпы могут заслужить больше доверия, чем образованные, так как говорят о вещах, близких слушателям и понятных им. Аристотель считал, что, выступая перед толпой, оратор должен вести доказательства и рассуждения общедоступным способом. Во второй книге «Риторики» Аристотель изложил свое учение о принципах построения ораторской речи, о создании образа оратора.

Третья книга «Риторики» содержит учение о стиле с анализом тропов и фигур, а также композиции речи. Важнейшим условием успеха оратора Аристотель считал ясность его речи. Он указывал, что речь не должна быть обыденной, состоящей из слишком простых слов; она должна отличаться красотой и благородством.

Оратору необходимо избегать двух крайностей: его стиль не может быть неоправданно высоким, однако нельзя допустить, чтобы стиль был слишком сниженным, грубовато-простым; он должен, прежде всего, соответствовать предмету речи и отвечать правилу золотой середины.

Основу стиля, указывал Аристотель, составляет умение говорить правильно. А это требует мастерства оратора. «Стиль полон чувства, если он представляется языком человека гневающегося, раз дело идет об оскорблении, и языком человека негодующего и сдерживающегося, когда дело касается вещей безбожных и позорных; о вещах похвальных говорится с восхищением, а о вещах, возбуждающих сострадание, — скромно».

Но при этом, предупреждал автор «Риторики», не следует в один прием давать все возможные средства языка ради «уловления слушателя». В такой воздержанности он видел одно из условий благо- родства ораторской речи. Притягательную силу красноречию придают «изящные и удачные выражения», создаваемые искусным ритором.

Обязательными структурными частями речи Аристотель считал предисловие, обвинение и способы его опровержения, изложение фактов, доказательства, заключение. Свои рассуждения он подтверждал ссылками на классических ораторов, на гомеровский эпос, на трагиков. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на даль-нейшее развитие этой науки.

Самым известным политическим оратором в эпоху независимости Греции был Демосфен (ок. 384—322 гг. до н.э.). Знаменитым он стал не сразу. Ораторские успехи Демосфена — результат его огромной работы над собой. От природы он был шепеляв, имел слабый голос и нервное подергивание плеча.

В «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха рассказывается о том, как Демосфен избавился от этих недостатков. Чтобы улучшить дикцию и развить силу голосовых связок, он отправлялся на берег моря, набирал морских камешков в рот и го- ворил, стараясь перекричать шум прибоя. Чтобы ничто не отвлекало его от овладения необходимыми знаниями, Демосфен добровольно заточал себя на долгие месяцы в подземелье, где штудировал труды своих предшественников, отрабатывал сценические приемы. Чтобы лишить себя соблазна покинуть место добровольного заточения, он выбривал себе половину головы.

Приложив титанические усилия, Демосфен преодолел природные недостатки и стал оратором, посвятив жизнь борьбе за независимость Афин. Он начинал ораторскую практику в качестве адвоката, но особенно прославился своими политическими выступлениями, направлен- ными против македонского царя Филиппа II, проводившего политику захвата Греции. Демосфен называл эти речи «филиппиками» (впоследствии так стали называть все обличительные речи). В этих речах Демос- фен не просто обвинитель, он, прежде всего, гражданин, мечтающий о благоденствии своей родины и своего народа, он мудрый политик.

Речи Демосфена отличались силой аргументации, страстностью, они производили огромное впечатление на аудиторию. Сохранилось любопытное предание: когда Филипп II получил текст речи Демосфена, то сказал, что если бы он слышал эту речь, то голосовал бы за войну против себя.

Римское ораторское искусство было связано, прежде всего, с прак-тическими сторонами жизни — с частным и государственным правом, с общественной и политической борьбой в республиканском Риме.

Первым римским оратором и писателем считается Аппий Клавдий Цек (Слепой). Он был цензором, а впоследствии консулом, прославился речью против перемирия римлян с эпирским царем Пирром в 70-х годах до н.э. Известен как выдающийся оратор и полководец Марк Порций Катон (II в. до н.э.).

Прекрасными ораторами были братья Гракхи, Гай и Тиберий. На рубеже II и I вв. до н.э. роль публичного слова в Риме особенно возрастает в связи с обострившейся политической борьбой, которая приводит к гражданской войне. В это время знаменитыми политическими выступлениями прославились Марк Антоний, Люциний Красс, Квинт Гортензий.

Достижения римской теории красноречия были обобщены в анонимной «Риторике к Гереннию» (ок. 89 г. до н.э.). Она содержала рекомендации о композиции речи, о «крепости» и гибкости голоса, о приспособлении тона речи к ситуации высказывания. Давались рекомендации по запоминанию текста выступления, словесному вы- ражению мысли.

Самым ярким римским оратором признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.), древнеримский политический деятель, оратор, писатель. В политическую жизнь Древнего Рима Цицерон вошел как новый человек», всем обязанный своему ораторскому дару.

Большой успех принесли ему уже первые речи, но вершина успехов Цицеро- на — это открытие заговора Катилины и четыре речи, произнесенные против него в сенате. Политическим идеалом Цицерона была римская республика, согласие всех сословий; его называли «умиротворителем», «блюстителем и попечителем» в эпохи кризисов.

Из сочинений Цицерона сохранилось 58 политических и судебных речей, 19 трактатов по риторике, политике и философии, свыше 300 писем, которые рассматриваются как психологический документ, памятник латинского разговорного языка. Древнегреческий писатель Плутарх в «Биографии Цицерона» подчеркивает, что «именно этот человек … доказал римлянам, как много прелести привносит красноречие к делам чести и что правдивое дело, раз оно правильно изложено, несокрушимо…».

В риторических работах Цицерона «Об ораторе», «Брут», «Оратор» описана программа подготовки оратора, интересная и современному читателю. В трактате «Об ораторе» Цицерон подробно излагает теорию оратор- ского искусства в виде диалога между Люцинием Крассом и Марком Антонием.

Участие в обсуждении принимают и другие видные ораторы Древнего Рима. По мнению Цицерона, оратором в истинном пони- мании этого слова может стать лишь тот, кто всесторонне образован: «Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета».

История римского красноречия с древних времен до современной автору эпохи изложена Цицероном в трактате «Брут». Идеалом для Цицерона является древний ритор Марк Порций Катон Старший — историк и автор трудов по медицине, сельскому хозяйству, военному делу, юриспруденции; им было написано и первое руководство по ораторскому искусству. Основная заповедь Катона для молодых ораторов состоит в формуле: Знай дело — слова придут.

Идеал оратора предстает в трактате «Оратор». По Цицерону, существуют три основных назначения ораторского искусства: docere — учить, delectare — услаждать и movere — побуждать. Идеальным будет тот оратор, кто в своих речах учит слушателей, доставляет им наслаждение, подчиняет себе их волю.

Сочинения Цицерона стали фундаментом европейского риторического образования. Его ораторские трактаты впервые максимально полно представили классические разделы риторики: изобретение, расположение слов, выражение, память, произношение, телодвижение. Кроме того, они содержат интересные советы по практическому овладению искусством риторики. По убеждению Цицерона, «красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».

Марк Фабий Квинтилиан (ок. 96—36 гг. до н.э.) — знаменитый ритор, адвокат, автор содержательных, хорошо систематизированных трудов по ораторскому искусству. В сочинении «Образование оратора» Квинтилиан призывает к всестороннему развитию ритора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и гармоничным человеком. Главное его требование к оратору и писателю — «чистая, ясная, красивая и уместная речь».

Стилистический идеал Квинтилиана весьма близок к идеалу Цицерона, и это не случайно: нормы красноречия Цицерона служили критерием для Квинтилиана. У них много общего во взглядах на ораторское искусство. Оба различают три стиля красноречия: высокий, средний и простой; оба делят работу над речью на пять этапов согласно древней риторической традиции; оба утверждают, что риторика — это и наука, и искусство.

Однако по Цицерону, оратор должен быть мыслителем, так как основа риторики — философия, а Квинтилиан на первое место ставил стилистику речи. Практическое образование оратора, считает Цицерон, происходит на форуме (площади, центре политической и культурной жизни римского города); для Квинтилиана центр образовательной системы — риторическая школа. Речи Цицерона предназначены для народа, собирающегося на форуме, а Квинтилиан ориентируется на узкий круг образованных слушателей.

В работе Квинтилиана «Двенадцать книг риторических наставлений» представлена стройная система воспитания гражданского и судебного ритора. Воспитание оратора делится на телесное и духовное, включая физическую культуру и языковое образование; изучение философии и права; тренировку в изобретении речи и анализ ее по частям, фигурам речи и фигурам мысли. Никто из риторов древности так многосторонне не подходил к вопросам обучения, воспитания и развития оратора.

«Наставления» Квинтилиана создали педагогическую систему, в которой были разработаны также основы и общего образования. Воспитание ораторских навыков мыслилось как венец подготовки по всему комплексу предметов. Воспитание оратора по Квинтилиану заложило основы педагогической психологии, предвосхитило учебную методику, разделенную по ступеням обучения, включило в себя воспитание языкового творчества. Учение Квинтилиана сохраняет свое значение и для современной науки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)