Проблема и задачи формирующего обучения детей

Нейропсихология детского возраста, исследуя закономерности дизонтогенеза высших психических функций (ВПФ) у детей и его связи с мозговой организацией, решает широкий круг практических и теоретических задач.

В последние годы особенно интенсивно разрабатываются пути приложения нейропсихологического метода и ней- ропсихологического знания к решению проблем общеобразовательной массовой школы. Среди них важное место занимает проблема готовности к школьному обучению.

Как показывает практика, недостаточная готовность ребенка к школе выступает в качестве одного из главных факторов школьной дезадаптации учащихся. Вместе с тем, по разным данным, в настоящее время нужного уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50 % детей старшего дошкольного возраста, что делает задачу подготовки детей к школе одной из актуальных психолого-педагогических задач.

Понятие готовности к школьному обучению с психологических позиций имеет широкое содержание и включает определенный уровень сформированное™ общего поведения — его адекватности, полноценности, сформированное личности и эмоционально-волевых процессов, соответствующих этому возрасту, наличие мотивов деятельности, процессов организации контроля своей деятельности и др.

В качестве важных предпосылок готовности к школьному обучению рядом авторов рассматриваются формирование произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации  и др.

В настоящее время хорошо известно, что психическая деятельность человека, в т. ч. и ребенка, формируется и развивается при тесном взаимодействии с головным мозгом. Психические процессы не являются содержанием мозга, о чем говорилось уже выше, но являются его функцией.

Поэтому оценка готовности ребенка к обучению в школе только в психологическом ее аспекте необходима, но недостаточна. Процесс обучения — это сложная познавательная деятельность, и, как всякая психическая деятельность, она формируется и реализуется во взаимодействии с мозговыми структурами, т. е. с различными морфо-физиологическими образованиями и процессами.

Здесь важными являются своевременность созревания и полноценность образования состава функциональных систем, являющихся психофизиологической основой ВПФ и психических форм деятельности ребенка.

Теперь уже известно, что успешность осуществления познавательной и в целом учебной деятельности определяется рядом условий, одним из которых является уровень сформированности функциональных систем, задействованных в формировании высших психических функций, определенная степень развития которых, соответствующая возрастному этапу, должна быть готова к началу обучения в школе.

Формирование таких функциональных систем и их развитие и является одной из задач подготовки детей к школьному обучению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)