Культурные индустрии и культурная политика

Собственно концепт «культурные индустрии» и концепт «креативные индустрии» — это разные подходы культурной политики, разные ее стратегии.

Причем именно при просмотре проявлений и того, и другого понятия через призму культурной политики различия становятся очевидными.

При этом показательно, что культурная политика по-разному влияет на развитие культурных индустрий и креативных индустрий, даже когда применяется одинаковый инструментарий, именно в силу тех отличий, которые имеются между ними.

Уточним, что под культурной политикой мы подразумеваем целенаправленное воздействие, как правило, через государственные административные системы.

Как мы знаем, она может реализовываться не только организациями государственного сектора, то есть публичной властью, но здесь мы будем говорить именно о государственной культурной политике.

На эмпирическом уровне сложилась практика, что культурные индустрии, как правило, получают государственную ресурсную, организационную и информационную поддержку, а креативные индустрии, наоборот, направлены на независимость от региональной администрации, нацелены в большей степени на коммерческий интерес, и потому стремятся избежать ограничений в тематическом и художественном плане.

При этом воздействие на креативные индустрии средствами культурной политики может даже признаваться деструктивным.

Поскольку, подпадая под административное влияние, акторы креативного воспроизводства подвергают свою продукцию деформации, самоконтролю, вследствие чего возникает ангажированность, страдает свобода самовыражения, теряется экономическая и идеологическая независимость.

И, наоборот, в отношении креативных индустрий государственная культурная политика зачастую принимает характер репрессивных мер, необходимых для сдерживания агрессивных проявлений массовой культуры.

Интересно
Сдерживающий фактор культурной политики соответствует традициям многих стран, преимущественно имеющих романский и германский типы финансирования зрелищного искусства. В том числе он характерен и для российских реалий.

В «культурных монархиях» правящая элита берет на себя задачу защищать вкусы общества, чтобы предотвратить упадок морали и нравственности, к которому неосознанно стремится индустрия развлечений в желании заработать как можно больше денег и потакая низменным инстинктам человека.

В этом отношении разнонаправленная нацеленность государственной культурной политики и креативных индустрий приходят в противоречие.

Совершенно обратную ситуацию мы наблюдаем в процессе воздействия культурной политики на культурные индустрии, взаимодействие которых было построено на паритетных началах.

Для того, чтобы стать фактором общественного роста культурные индустрии сначала должны были получить какие-то преференции, налоговые послабления, снижающие риски, формирующие благоприятную для всхода разнообразных инициатив среду.

В отдельных случаях разрабатывались программы государственного субсидирования. Подобная культурная политика, оказывающая поддержку по разным направлениям деятельности, выработала целый ряд инструментов.

Собственно, актуальность понятия была обусловлена необходимостью принятия управленческих мер с целью формирования условий для роста новых культурных явлений, способных изменить сначала локальную, а затем и общенациональную экономику в том или ином государстве.

В основу культурной политики, направленной на развитие культурных индустрий, было заложено понимание, что они реализуются коммерческим сектором, и в первую очередь субсидирование должно предоставляться сетям распространения продукции, а не ее создателям (творцам).

В этом случае при установлении прочных каналов сбыта производители продукции получали гарантированный рост опосредованно, без прямого административного влияния.

При этом основная задача, которую ставило перед собой правительство (например, Великобритании) состояла в перераспределении трудовых ресурсов, массово высвобождаемых в ходе перевода вредных промышленных производств в развивающиеся страны.

Интересно
Вместе с тем можно проследить эволюцию явлений творческих индустрий в современном мире, по отношению к которым изначально применяется политика, стимулирующая плюрализм инициатив, а после того, как они устоялись и набрали силу, принимаются ограничительные меры, призванные сдерживать засилье их влияния.

В некоторых случаях, в частности в странах с англо-американским типом финансирования зрелищного искусства, речь идет о невмешательстве в деятельность креативных индустрий.

Но их функционирование в качестве коммерческих предприятий тем не менее регулируется законодательными нормами, что также является действенным проявлением осуществляемой государственной политики.

Опыт внедрения инструментария культурных индустрий со временем стал активно тиражироваться во всем мире и был взят на вооружение международными организациями.

Его успех обуславливается в первую очередь тем, что был выявлен скрытый коммерческий потенциал традиционно субсидируемых государством сфер деятельности, что в свою очередь повлекло изменения в жизни общества и потребовало перераспределения приоритетов внутри него.

Таким образом, культурные индустрии, их структура, степень распространения и развития оказывают ответное воздействие на культурную политику, способствуют тем или иным ее проявлениям.

Как выражение массовой культуры, культурные индустрии, в которых изначально заложены негативные характеристики, несут в себе определенные угрозы по отношению к явлениям традиционной культуры и профессионального искусства.

В этом смысле важна целенаправленная деятельность акторов региональной культурной политики, позволяющая задействовать механизмы управления, корректирующие траектории развития культурных индустрий.

Упорядоченное воздействие на коммерциализированное культурное воспроизводство со стороны государства может способствовать формированию качественной продукции, выполняющей общественный заказ на высоком нравственном, эстетическом и исполнительском уровне.

Приоритеты усилий в отношении современных культурных процессов необходимо определять по всем направлениям культурной активности, при этом можно определить разные формы культурной активности, по отношению к которым можно применить разные подходы:

  • аутентичное наследие или профессиональное искусство (нуждается в осуществлении государственных гарантий на сохранение и развитие);
  • культурные индустрии (необходима разработка мер административного и бюджетного влияния);
  • творческие (креативные) индустрии (вмешательство администрации минимально);
  • самодеятельность и досуг (осуществляется на общественных началах), контрафакт (необходимы меры по ограничению и запрету).

Культурные индустрии и культурная политика

Такой подход можно изобразить в схематичном виде, обозначив наиболее распространенные практики, разновидности которых находятся в постоянном развитии (Таблица 1).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)